Суперметодика-психогимнастика для подготовки первоклассника к школе
![Суперметодика-психогимнастика для подготовки первоклассника к школе](https://kolobok.ua/i/10/20/14/9/1020149/image_main/0d09a08f20384dcdb1656aa87ec2d35b-quality_70Xresize_crop_1Xallow_enlarge_0Xw_698Xh_465.jpg)
Переживаете, что ребенок поступил в школу и совсем не готов к ней? Вам поможет психогимнастика - интересный и эффективный метод, направленный на развитие коммуникативности через движение без участия речи
Психогимнастика помогает легче адаптироваться в коллективе, избавиться от страхов и напряжения, учит разбираться в своих и чужих чувствах, контролировать себя, а также развивает воображение.
Психогимнастика по своей сути – игра. Она включает в себя ритмику, пантомиму и коллективные игры. И хотя в основном используется бессловесный материал, некоторые специалисты поощряют вербальное выражение своих чувств. Ведь так ребенку будет легче в них разобраться.
![Как подготовить первоклассника к школе: поможет психогимнастика](https://kolobok.ua/i/10/20/14/9/1020149/gallery/885e86d114a8298aa6a893b400dab359-quality_70Xresize_1Xallow_enlarge_0Xw_700Xh_0.jpg)
Разминка
Развивает внимание и помогает ребенку ощутить себя частью коллектива.
В первую очередь можно обратить внимание детей на звуки или предметы в помещении. Что это за звук? Какой предмет в комнате самый большой? Какие предметы в этой комнате черного цвета? Можно закрыть глазки и поиграть в тактильные игры «Кто к тебе прикоснулся?» или «Угадай, что это за предмет».
Что на картине?
Детям предлагается в течение 30 секунд рассмотреть какую-нибудь картину с множеством элементов. Потом картину убираем, а дети по памяти называют то, что на ней было изображено.
Четыре стихии
![Как подготовить первоклассника к школе: поможет психогимнастика](https://kolobok.ua/i/10/20/14/9/1020149/gallery/eb03c4e27614b73053cef9c508642973-quality_70Xresize_1Xallow_enlarge_0Xw_700Xh_0.jpg)
Запрещенное движение
Эту игру можно назвать зарядкой, только вот одно из движений, которые будет показывать взрослый, повторять нельзя. Например, поднимать руки вверх. Играть в эту игру можно и разбившись на пары. Как только кто-то ошибается – меняемся ролями. Игру можно сопровождать стихами.
Ребятам постарше можно предложить «гимнастику с запаздыванием», когда все повторяют какое-то сложное движение ведущего, но пропускают первый элемент. Или «передача ритма по кругу» – когда ведущий хлопает в ладоши, задавая ритм, и все повторяют. Это упражнение можно усложнять, подключая другие части тела: например, хлопать, топать и качать головой в нужном ритме.
Пантомима
Бессловесное общение с целью сблизить детей, показать им, что такое взаимопомощь и взаимопонимание. В этом помогут простейшие сценки. Например: разойтись на узком мостике, успокоить обиженного, договориться о чем-то жестами и так далее.
![Как подготовить первоклассника к школе: поможет психогимнастика](https://kolobok.ua/i/10/20/14/9/1020149/gallery/82af7bde26d0a0f401747ab46ece00ce-quality_70Xresize_1Xallow_enlarge_0Xw_700Xh_0.jpg)
Зайки и слоники
Самое простое и веселое упражнение для малышей – изображение животных. К примеру, зайчиков и слоников. Сначала все – трусливые зайчишки, которые дрожат, оглядываются по сторонам, прижимают ушки. А когда слышат чьи-то шаги – сразу убегают. Потом все становятся большими и смелыми слонами, которые гордо и уверенно топают по комнате и никого не боятся.
Фрукты и овощи
Делаем вид, что взрыхляем, засеваем и поливаем поле. Каждый ребенок будет каким-то фруктом или овощем. Он должен изобразить, как он будет расти. Маленьким «помидорчикам» и «арбузикам» понравится!
![Как подготовить первоклассника к школе: поможет психогимнастика](https://kolobok.ua/i/10/20/14/9/1020149/gallery/82af7bde26d0a0f401747ab46ece00ce-quality_70Xresize_1Xallow_enlarge_0Xw_700Xh_0.jpg)
Мыльные пузыри
Делаем вид, что выдуваем мыльные пузыри, а дети «летают» по комнате, изображая их. Когда звучит команда «Лопнули!» – все ложатся на пол. Меняйтесь ролями: это создаст веселую непринужденную обстановку – что нам и надо.
Начиная с пяти лет, упражнения на пантомиму можно задавать ситуацией. Например: «Я иду по горячему песку» или «Я спешу в детский сад», или «Я сижу в кресле зубного врача». Можно предложить ребенку изобразить какого-нибудь сказочного героя или просто какой-то характер: плаксу или драчуна. Остальные должны угадать, кого он показывает.
Всегда хорошо взять какую-нибудь сказку и разыграть ее. Родитель медленно читает какое-нибудь произведение (сказку, басню или рассказ), а дети изображают все, что слышат. Можно «оживлять» не только хорошо знакомые детям истории, но и новые. И даже совместить приятное с полезным – брать задания из школьного учебника. После такой игры ребенок обязательно запомнит смысл произведения, заданного на дом или на летние каникулы.
Передача по кругу
Все становятся в круг, а ведущий делает вид, что передает рядом стоящему ребенку какой-то хрупкий (или очень тяжелый) предмет. Тот должен передать его своему соседу и так далее по кругу, пока «предмет» не вернется к ведущему.
Поводырь
![Как подготовить первоклассника к школе: поможет психогимнастика](https://kolobok.ua/i/10/20/14/9/1020149/gallery/165a4ab6b746c6c4f7b59c92532c7b55-quality_70Xresize_1Xallow_enlarge_0Xw_700Xh_0.jpg)
Зеркало
Скульптор
Кто-то будет скульптором, все остальные – глиной. «Скульптор» лепит композицию из «глины» – расставляет всех в том порядке и в тех позах, как ему нравится. Под конец вместе придумываем шедевру название.
Испорченный телефон
В отличие от игры, где на ухо шепчут слово, в данном случае изображают эмоции. Все участники, кроме ведущего и первого в цепочке ребенка, закрывают глаза. Ведущий мимикой и жестами демонстрирует ребенку какую-нибудь эмоцию. Ребенок поворачивается к рядом стоящему участнику, хлопает его по плечу, чтобы тот открыл глаза, и так же, без слов, передает ему увиденную эмоцию. Второй участник изображает эту эмоцию для третьего игрока и так до последнего в цепочке, который должен назвать эмоцию, загаданную ведущим.
![Как подготовить первоклассника к школе: поможет психогимнастика](https://kolobok.ua/i/10/20/14/9/1020149/gallery/7f7df1f2a22ccceb860f93af51a832e9-quality_70Xresize_1Xallow_enlarge_0Xw_700Xh_0.jpg)
Горячая картошка
Все участники выстраиваются в круг и быстро, словно боясь обжечься, под музыку передают друг другу мяч. Музыка обрывается – и кто оказался в этот момент с мячом, становится в центр круга. Играем до тех пор, пока бросать «горячую картошку» будет некому.
Сова
Выбираем ведущего и Сову. Сова спит в углу в своем гнезде. Когда ведущий говорит: «День!» – дети весело танцуют. Когда ведущий говорит «Ночь!» – все игроки должны замереть, а Сова вылетает из гнезда и кружится вокруг своей «добычи». Кто первый шевельнется или рассмеется – становится Совой.
Ручеек
Участники разбиваются на пары, встают в две колонны, берутся за руки и поднимают их над головой. Получится своего рода тоннель. Один человек без пары (ведущий) входит в этот живой коридор и выбирает себе пару, разбивая одну из «старых». Новая пара становится впереди, а тот, кто пары лишился, становится ведущим. Играть лучше под музыку: чем веселей музыка, тем быстрей течет «ручеек».
Под конец потренируемся пообщаться с помощью слов!
Волшебники
Все участники превращаются в волшебников и могут исполнить любое желание – только не свое, а другого человека. Пусть каждый «волшебник» подарит другу то, чего тому, на его взгляд, не хватает. Например: «Я хочу подарить Мише храбрость, чтобы он был смелее!». Главное – чтобы подарок был от души.
Общение, коммуникабельность и жизнелюбие - это те навыки, которые помогут ребенку переступить порог школы без боязни, найти себе добрых и близких по духу людей и без труда осваивать полученные знания. Не бойтесь обсуждать с ребенком чувства, позвольте ему их свободно выражать, учите его не бояться новых людей, знакомиться и общаться, а если плохо получается – психогимнастика вам в помощь!
Также вам интересно будет прочитать: 16 признаков психического и эмоционального здоровья