ТОП-11 секретов легкой адаптации к школе от Светланы Ройз
Светлана Ройз, известный детский психолог, автор книг "Волшебная палочка для родителей", "Где живет ангел", "Практическое Ребенковедение", предлагает эффективные способы помочь ребенку адаптироваться к школе
Родителям важно быть внимательными, дать необходимую поддержку и понимание. Проработайте предложенные опытным психологом пункты, чтобы песня о чудесных школьных годах не казалась вам и вашему малышу насмешкой над реальностью.
1. Признак физической, телесной готовности к школе — начало смены зубов
Вся школьная нагрузка — интеллектуальная, эмоциональная, физической усталости — ляжет на маленькое тельце. Если так сложилось, что у наших первоклашек зубки еще не начали меняться, прямо сейчас начинаем усиленно укреплять тело. Тем, во что верите, — витаминами, гомеопатией, сбалансированным питанием, зарядкой, режимом... В первую неделю школы иммунитет часто не справляется с новыми задачами.
2. Психолог, проводящий собеседование перед школой, задает малышу вопросы о мотивации
- Мотивация бывает игровой (детка идет в школу играть). И играет ребенок по своим правилам. Если он устал от игры «Все сидим зa партой», то встает посреди урока и начинает бродить‚ говорить или есть. Такой малыш берет с собой в школу много игрушек. Мотивация вашего ребенка может «дозреть»‚ но первое время важно, конечно же, терпение и творческий потенциал родителей, чтобы кроха все-таки не решил «выйти из игры».
- Мотивация социальная: ребенок идет в школу дружить. И он больше будет болтать и тусить. Ему важно помочь построить отношения, и такой ребенок может отказываться учиться, говоря: «Со мной никто не дружит».
- Мотивация достижений: «Я иду в школу за «двенадцатками». В первом классе оценок не ставят. И всегда учиться на 12 баллов невозможно. И если мы не дадим такому малышу «разрешение» быть разным, не позволим ему не оправдывать наши амбиции, он может превратиться в перфекциониста и невротика.
- Мотивация учебная — зрелая. Когда ребенок идет учиться. Так тоже бывает.
- Первые 2 недели малыш очень устает — новый режим, общее напряжение в семье, привыкание к новым отношениям, новая непривычная нагрузка. Пожалуйста, заботьтесь о том, чтобы он мог выбегаться после школы или, наоборот, выспаться. Многие первоклашки становятся более эмоциональными, агрессивными и слезливыми в первые школьные недели — это нормально.
3. Доли мозга, которые отвечают за удержание ребенка в одной позе, включаются в работу после 7 лет
- Малыши не могут быть усидчивыми, не бегать на переменах, не проявлять активности. Если учителям не хватает понимания того, что детям необходима разрядка, и они не дают им такой возможности, хотя бы не ругайте своих первоклашек за состояние «волчка» дома. Пусть после школы бегают на улице, по квартире, прыгают на батуте.
- Только после семи лет многие детки могут ощущать себя частью системы, Подчиняться ее правилам. Ощущают себя частью группы: мы — ученики, одноклассники, дети. Многие малыши не реагируют, пока к ним лично не обратятся, например: «Машенька, открой тетрадь».
4. Дома важно играть в школу, проигрывать с игрушками возможные ситуации
- Учителя часто рассказывают, что часть первоклашек на слова «дети, откройте книгу» не реагируют, говоря: «Я не дите, я Саша».
- Если малыш — единственный ребенок в семье или он не посещал садик, он не привык к шуму, постоянному присутствию посторонних рядом, прикосновениям. Такой малыш может сильнее уставать и жаловаться на то, что его обижают (прикосновения других он может расценивать как агрессию).
- С ним нужно чаще играть в контактные, телесные, игры. Кроха может после школы быть чрезмерно активным или очень вялым.
- Если учительница сильно отличается по психотипу, эмоциональным реакциям, телосложению, громкости голоса от мамы и близких женщин, ребенок может ее бояться. Важно объяснять, что учительница говорит громко не потому, что сердится, а лишь потому, что хочет, чтобы ее все детки услышали. И дома важно играть в шумелки.
5. Для того чтобы облегчить деткам адаптацию, лучше в первые недели сентября устраивать встречи ребят-одноклассников в игровых центрах, на пикниках, приглашать их в гости.
Чем быстрее детки познакомятся, тем быстрее будут сосредоточиваться на учебе.
Каждый понедельник ребенка может быть сложнее «оторвать от себя». Называется это «синдром понедельника». После близости с родителями в выходные сложно вливаться в чужую среду. В понедельник утром замедляем темп, расстаемся обнимаясь, с собой ребенку даем частичку себя — браслет, значок, кулон.
В школе — чем раньше, тем лучше — делаем коллаж из фотографий мордашек деток, обрисовываем всем классом ладошки, вырезаем их или просто развешиваем по стенам. Когда ребенок приходит в класс и видит «себя» на ладошке, он сразу чувствует, что у него есть место и он «свой».
6. Убедитесь, что малыш знает, где школьный туалет, умеет им пользоваться, умеет проситься выйти на уроке
Много школьных неврозов связано с туалетными сложностями: «Если я трачу силы на то, чтобы что-то удержать, мне не до приема новой информации».
Многие чувствительные дети воспринимают мир «носом». Они не будут есть продукт, который плохо для них пахнет, не смогут себя комфортно чувствовать в наполненной запахами столовой.
7. Предупредите учителей об особенностях ребенка: какие продукты не ест, где лучше посадить
Давайте с собой воду, фрукты, сухофрукты, овощи, печенье. Помните, что это не каприз малыша.
Первые школьные недели вся семья задает вопрос: «Ну как?!» О школе — либо хорошо, либо ничего, так же как и в присутствии ребенка — об учителе. Если возникает ситуация, в которой малышу небезопасно, он должен знать, что вне дома вы зa него горой. Но дома он свою воспитательную дозу получит.
Чем сильнее ребенок обычно отвлекается, тем ближе к учителю он должен сидеть. Чтобы была возможность прямого контакта с помощью глаз. И тем чаще нужно проветривать помещение.
8. Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка
К сожалению, не все учителя адекватны. Психологическую травму получает в большей степени тот ребенок, который наблюдает, как учитель кричит на его одноклассника или унижает его. Внимательно относитесь к тому, что ваш малыш рассказывает, во что играет вне школы.
9. Родителей первоклашек ждет еще одно испытание — перефокусировка авторитетности
Раньше детка слушалась и воспринимала за единственную истину информацию от папы и мамы, сейчас в речи ребенка все чаще могут возникать фразы типа «А Марья Ивановна сказала по-другому. Ты неправ».
10. В первом классе не должны задавать домашнее задание
Но если все же в вашей школе уроки понемногу задают, с каждым днем сокращаем свое присутствие в процессе их выполнения.
Книги, которые, в принципе, можно тайком подарить и учителям: Адель Фабер, Эдейн Мазлиш «Как говорить с детьми, чтобы они учились», «Как говорить с детьми, чтобы они слушали»; Галина Монина «Как преодолеть трудности в обучении детей»; Кэтрин Кволс «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания»; Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»
11. Делаем "прививку" против школьных обид
Для очень чувствительных, обидчивых деток, особенно если из их фамилий легко сделать дразнилку, дома придумываем вместе разные прозвища, которые можно сочинить из фамилии, — для того чтобы заранее «сделать прививку» против школьных обид (приводим пример папы, дедушки, свой).
Деткам-негативистам, которые привыкли фиксировать внимание только на плохом, после школы задаем вопрос: «Что было хорошего?» Если ребенку сложно, вначале начинают говорить взрослые. Вечером можно поиграть в игру: что было за день плохого (сложного) и что было за день хорошего.
Также вам интересно будет прочитать: как повысить усидчивость и внимательность школьника