Наказан за буллинг: киевлянка выиграла суд против обидчика своей дочери

Елена Токарчук
Елена Токарчук

Главный редактор

Все статьи автора...

Наказан за буллинг: киевлянка  выиграла суд против обидчика своей дочери
Буллинг был и есть в украинских школах. И от каждого из нас зависит то, будет ли он дальше процветать в детских коллективах
istockphoto.com

Мать защитила свою дочь от буллинга. Когда она увидела, что школа бессильна против хулигана, подала заявление в суд. И он вынес вердикт: признать виновным. Эта история поможет защитить вашего ребенка от буллинга

Читайте такжеМеня стеснялась подруга: Алла Костромичева рассказала о буллинге
Ко Дню защиты детей  сайт kolobok.ua и обучающий проект IKiD организовали конкурс. Для того чтобы принять в нем участие, необходимо было прислать нам  рисунок или рассказ, историю  на тему безопасности детей. И вот сегодня наше жюри единогласно присудило победу киевлянке Елене Шацевой. Вместе со своей дочкой она наказала за буллинг старшеклассника. Елена выиграла против него суд,  несмотря на палки в колеса, которые вставлялись на всех этапах. Эта история – о силе духа и материнской любви, о том, что нужно защищать своего ребенка даже тогда, когда все говорят: «Брось, у тебя ничего не получится».

Поздравляем Елену с победой, благодарим за пример настоящей родительской любви и заботы о безопасности своего ребенка и вручаем приз – индивидуальную онлайн-консультацию на тему детской безопасности от Елены Лизвинской, руководителя проекта IKiD.

История большой победы над буллингом

У Елены Шацевой – девочки-двойняшки 12 лет. Одну из них с начала учебного года постоянно обижал 9-классник. Увидев, что школа никак не решает эту проблему, Елена решила взять ситуацию в свои руки и обратилась в суд. В конце апреля она выиграла дело: обидчика признали виновным и выписали ему за буллинг максимальный штраф в 3400 грн. Елена в деталях рассказала о том, через что ей пришлось пройти, чтобы защитить своего ребенка  и добиться справедливости. Вот ее история.

Елена Шацева защитила свою дочь от буллинга / istockphoto.com

Как все начиналось

Мои девочки учились в дистанционной школе. И вот в 2020 году, решив, что нужна все-таки социализация, они перешли в обычную.

Буквально сразу же дочки стали рассказывать, что школа хорошая, но там есть девятиклассник, который обижает детей. Одна из двойняшек не говорила, что это касается ее, потому что не хотела меня расстраивать. Я недавно перенесла операцию по онкологии. Меня слишком эти рассказы не тревожили, потому что у девченок красные пояса по айкидо, и я была уверена, что они смогут за себя постоять.

Но, как оказалось, противостоять откровенному хамству, оскорблениям и унижению моя дочка не смогла. Со временем она все-таки призналась о происходящем. Я сразу же позвонила классному руководителю, чтобы уточнить, что происходит и как я могу повлиять на ситуацию. Учительница рассказала, что мальчик держит всю школу в напряжении и страхе с 2017 года. Подбивает на драки и снимает это все на видео, срывает уроки, обижает других детей. Причем, как правило, из младших классов. Но никто не может все это время на него найти управу.

Хулиган терроризировал не только учеников младших классов, но и учителей / istockphoto.com

Буллинг во всей «красе»

На следующий день, пока я раздумывала, как правильно поступить, случилась ситуация, которая заставила меня действовать более решительно. Моя дочь шла со своим другом по школе, и этот мальчик с компанией еще двоих ребят остановили их, толкнули, выбили из рук друга телефон, начали смеяться и оскорблять.

Моя дочка, видя, что обижают ее друга, подошла к классной руководительнице. Та собрала всех участников инцидента, пригласила завуча, методиста. Несмотря на присутствие учителей, этот мальчик кричал, перебивал всех. В итоге его даже попросили покинуть классную комнату.

Дочка все это записывала на диктофон в телефоне. Когда я прослушала эту запись, во-первых, была поражена, что 14-летний ребенок может так вести себя с учителями. Во-вторых, поняла, что учительский коллектив ничего не может  сделать с ним и нужно решать все самой.

Читайте такжеВлад Яма признался «Зірковому шляху», что был жертвой буллинга в школе

Бессильный школьный совет

На следующий день после этой истории я пришла в школу и написала заявление на имя директора о том, что моего ребенка обижают с сентября месяца. После этого мне позвонила классная руководительница и сказала, что собирается совет профилактики, на который приглашены родители мальчиков-обидчиков, я и родители друга моей дочки, у которого они выбили из рук телефон. Также на этот совет были приглашены службы по делам несовершеннолетних, по делам семьи и молодежи, представители ювенальной полиции.

Старшеклассник с родителями не явился. Два других мальчика с родителями пришли. Они дали показания, что это он их подбивал, пообещали, что больше так не будут делать. Мама дочкиного друга сказала, что ей всего этого достаточно и что она дальше ничего делать не будет. Я же решила идти дальше, так как понимала, что, раз этот мальчик терроризирует школу с 2017 года, педагоги ничего сделать не могут. В итоге, чувствуя безнаказанность и вседозволенность, он ведет себя просто ужасно.

Буллинг в любом проявлении должен быть наказан / istockphoto.com

Обращение в полицию

Поэтому я написала заявление в полицию. Там меня следователь пытался убедить в том, что стоит бросить эту затею. Советовал решать вопрос силой: найти крепкого мужчину, который хорошенько проучит этого ребенка. Следователь начал рассказывать, что ничего добиться не получится. Потому что нарушен алгоритм действий в таких случаях. Мол, школа должна была зафиксировать первое обращение моего ребенка. Сразу же создать комиссию, которая должна была в течение суток разобраться в происходящем:  опросить свидетелей, учителей, детей. И все это в течение суток передать в полицию. «Раз этого не было сделано, вы доказать ничего не сможете», - утверждал следователь. Но я ответила ему, что все равно будут пробовать. На что он мне сказала, что нужно описать детально каждый случай буллинга: число, время, место, где все происходило. 

Это было сложно сделать, ведь с сентября прошло уже много времени. Но мы все равно сели с дочкой с календариком и старались вспомнить все основные моменты.

Я несколько раз приносила заявление следователю. И каждый раз он говорил, что надо что-то менять. Это я сейчас понимаю, что он тянул резину. Я не должна была подавать заявление как адвокат или как юрист. В итоге подала я заявление 11 февраля, а в суд меня вызвали только 29 марта. 

Первые три заседания в суде

На него пришли только  я с дочкой и директор как свидетель. Ответчики – папа с сыном – не явились. Не объяснили, не предупредили, просто не пришли.

Директор был настроен решительно. У него на руках были документы с совета профилактики, других социальных служб. Он был уверен, что у нас все будет хорошо. 

Второе заседание назначили через 2 недели. Ответчики на него снова не явились, а директор заболел.

Еще через 2 недели было назначено третье заседание, и вот на него уже ответчики пришли.  Был и директор.

Отец с сыном вели себя очень вызывающе. Мальчик мне в глаза смеялся, ухмылялся. Папа тоже вел себя нагло. Перебивал судью, директора, который выступал как свидетель. Когда тот хотел прочитать характеристику сын, сказал, например: «К делу не относится». Судья почему-то промолчал.

Потом когда судья начал зачитывать мое заявление, в котором были прописаны даты, когда были инциденты, отец обратился к директору: «У вас есть информация по каждой дате?». Директор растерялся. У него не было, ведь я писала это заявление со следователем. У него на руках было то заявление, которое я писала в школе.

Тогда отец сказал, что требует вызвать свидетелей и тех, кто был на совете профилактики. В итоге вызвали в суд психолога, завуча, классного руководителя нашего и классного руководителя этого мальчики.

Верьте своим детям и поддерживайте их / istockphoto.com

Дело принимает плохие обороты

Слушанье перенесли на следующий день. И на него мы шли уже не такие уверенные в себе. Накануне вечером дочка расплакалась. Сказала, что никуда не пойдет, что все бесполезно и мы делаем себе только хуже. Но мне все-таки удалось убедить ее в том, что надо довести дело до конца.

Возле зала суда мы встретили учителей. При виде нас они резко замолчали и с нами не разговаривали.

Первый свидетель – завуч – подтвердила, что мальчик действительно обижал и мою дочь, и других детей.

Потом вызвали классного руководителя, она тоже подтвердила факт буллинга. Но я отметила про себя, что свидетели от школы пытаются скрыть тот факт, что им известно, что моего ребенка обижали не один раз. Я уже потом поняла, что это они делали потому, что факт скрытия буллинга – это статья и штраф на школу. Поэтому педагоги говорили, что о факте буллинга узнали с моих слов и что я просила не вмешиваться. Они просто перекрутили мои слова. Когда меня в школе спросили «почему вы раньше не обратились?», я сказала, что дочка не хотела меня расстраивать и хотела сама все решить. Эти слова перекрутили и сказали, что я сама попросила не вмешиваться. Мол, пусть ребенок разберется сам. Это неправда. Потому что как здравомыслящий взрослый может сказать, что пусть 6-классница сама разбирается с 9-классником.

Но больше всего меня поразила психолог школы.  Она начала говорить о том, что  мальчик неплохой. Мол, да, бывают моменты какие-то, но они бывают у всех подростков. Мол, после бесед с нею этот мальчик 2-3 месяца ведет себя отлично.

Я настолько опешила от таких показаний, что растерялась и промолчала.

После ее «выступления» папа сказал: «Ну и чего мы тут сидим. Вы услышали, ребенок у меня нормальный, никого не трогает».

Читайте такжеТравля в школе: как уберечь своего ребенка от буллинга

Долгожданная победа

Нам назначили еще одно заседание, на которое папа хотел вызвать еще мальчиков-соучастников. А также классную руководительницу своего ребенка.

Когда я написала своей знакомой, как обстоят дела, она сказала, что мне нужно взять адвоката. Но у меня нет материальной возможности оплачивать его услуги. Та как я инвалид третьей группы и у меня несовершеннолетние дети, я имею право на бесплатного адвоката. Но я не смогла его найти. По телефонам, которые были в интернете, то не отвечали, то переадресовывали на другие телефоны.  И эти перебрасывания в течение 2-х дней ничего не дали.

В общем, я решила дело брать в свои руки и все-таки бороться до конца. Перед заседанием я основательно подготовилась: составила вопросы свидетелям. И с этой бумажкой и холодной головой пришла в суд.

Дети-свидетели не пришли. А вот классная руководительница мальчика явилась на заседание. Мальчик ей улыбался, и я поняла, что она будет выступать на его стороне. Учительница начала с того, что сказала, что видит меня второй раз в жизни. Что мальчик, да, немного шебушной, но неплохой и что вообще он ее правая рука в классе.

На этой волне папа решил задать вопрос: «Неужели мой ребенок настолько плохой, как рассказывает заявитель? Неужели он обижает других детей?»

На что учительница ответила – очень мягко – что мальчик все-таки срывает уроки и других детей обижает.

На что папа сказал: «Были же и другие дети во время этого инцидента»

Но классная руководительница сказала, что дети-свидетели дали показания, что зачинщиком был ваш сын.

Отец мальчика, видя, что своими вопросами делает только хуже, решил замолчать. И тогда начала задавать вопросы я.

Я спросила: по какой причине мальчик стоит на учете в школе. И тут меня перебил судья: «Давайте я перефразирую вопрос – стоит ли мальчик на учете в школе?». В этот момент я окончательно убеждаюсь, что дело он даже не читал.

Я задаю следующий вопрос: «Он обижает не только моего ребенка, но и других детей?»

Учительница отвечает: «Он обижает и других детей, но это словесные перепалки. Физического насилия не было».

Я вспоминаю, что перед этим она рассказывала, что он проходил и толкнул девочку и задаю встречный вопрос: «Как вы считаете, толкать – это физическое или словесное насилие?»

Учительница ничего не оставалось, как признать, что это все-таки физическое насилие.

Отец после этого заявил, что хочет ознакомиться с материалами дело. На что судья ответил: «Хорошо, пишите заявку и вам пришлют». Я задала вопрос судье: "Ознакомился ли суд с материалами ?" На что судья мне ответил: "Что сейчас мы все вместе и ознакомимся". И начал зачитывать дело.

Когда он начал читать – мое заявление, документы с совета профилактики, информацию от соцслужб, папа просто взялся за голову и смотрел в пол. Там рассказывалось, что мальчик плюет в учителей, ругается матом, с ноги открывает дверь в класс, провоцирует драки и снимаем их на видео, срывает уроки, хамит учителям, бьет младших. Однажды закрыл весь класс, подперев дверь, и дети не могли выйти на перемену, и много чего другого.

Судя по интонации, судья был в шоке, и я еще раз убедилась, что ранее дело он не читал. Если бы прочитал, столько заседаний бы не было.

Но даже после всего услышанного, папа продолжал горой стоять за своего сына и говорить, что все это было спровоцировано против него. Что это буллинг против сына и против него.

На следующий день мы снова пришли в суд, чтобы услышать вердикт. Папу с мальчиком ждали 20 минут. Когда они пришли, отец ребенка снова пытался защищать своего ребенка. Начал задавать мне вопросы, например, почему мы перешли в эту школу. Но судья прервал его и сказал, что эти вопросы не по существу. И зачитал вердикт: признать виновным. Нашему обидчику назначили максимальный штраф 3400 грн (минимальный – 850 грн). Отец, услышав приговор, выскочил из зала заседания.

После 5 заседаний судья вынес свой вердикт / istockphoto.com

Я рада, что не сдалась и что нам все-таки удалось победить буллинг. Иначе дочка жила бы с установкой, что зло может быть безнаказанным, что ее можно обижать, и ничего за это ее обидчику не будет. Теперь она убедилась, что это не так. В школе этот мальчик ведет себя сейчас тише воды, ниже травы. К моей дочке даже не подходит.

На момент выхода статьи родители старшеклассника решили забрать своего сына из нашей школы.

Вам также будет интересно почитать:

Вместо двойки: учеников хотят штрафовать за оскорбление учеников

Стоп, буллинг: виды травли детей в классе и как этому противостья

 


Облако тегов


Материалы по теме

Аудиосказки
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK