Это надо сделать прямо сейчас: 18 советов для мягкой адаптации к школе от психолога Светланы Ройз
Осталось меньше двух недель до конца лета и начала нового учебного года. Эти советы от известного психолога Светланы Ройз помогут ребенку легче адаптироваться к школе
1. Возвращать (или формировать) привычный во время школьной жизни режим дня (начинать просыпаться на 15-30 минут раньше каждый день).
2. Мы помним, что дети, в первую очередь, идут в школу...к друзьям, устанавливать отношения. Только после того, как они почувствуют безопасность в контактах, смогут приступить к учебе. Младшешкольникам здорово было бы посмотреть на фото одноклассников, устроить зум-встречу или в кино/парке/на квесте (старшие сами разберутся).
3. Если у классного руководителя (куратора, тьютера) хватит сил и времени, было бы здорово прислать всем детям искреннее короткое письмо с доброй "настройкой" перед учебным годом.
4. Можно вспомнить - узнать - наметить дорогу в школу. С малышами - нарисовать - распечатать карту.
5. Провестиревизию канцтоваров и одежды. Выбор/ покупка нового - создает фон радостного ожидания. Только важно дать возможность детям самим выбрать канцтовары. А одежда для гиперчувствительных детей любого возраста и первоклашек - лучше пусть будет с минимумом швов, не обтягивающая и желательно, не надевающаяся через голову. Если телу ребенка дискомфортно, неудобно - он не сможет сосредоточиться на учебе.
6. Ребенок уже может готовить рабочее место: убрать на столе, поставить лампу - процесс упорядочивания сам по себе структурирует. (Малышам важно, чтобы ноги при сидении доставали до пола или стояли на подставке, а игрушек было меньше в поле зрения).
7. Летний откат в знаниях. Важно помнить, что за летние месяцы происходит "откат в знаниях", в среднем, к концу первой- началу второй четверти предыдущего года обучения. Это нормально. Все вспомнят.
8. Узнайте, пожалуйста, какой в школе туалет. Если непривычной для ребенка конструкции, важно научить его пользоваться именно таким. Для малышей (руки детей 6 лет еще не достают до попы) важно закреплять навыки самообслуживания: гигиена, переодеться, самому кушать.
9. Для малышей: важно играть с ними, называя их и по фамилии, обучая откликаться не только на имя (многие дети в первом классе ждут обращения по имени и не считают, что обращаются именно к ним, когда учитель говорит: "Дети, откройте книги".
10. Здорово продумывать вместе с ребенком идеи завтраков или еды в школу, которую ребенок будет брать с собой. Даже дома можно "играть" - в ланч, доставая еду из ланч бокса, пользуясь салфетками.
11. Если учитель незнакомый - для малышей (1-4 класс) - было бы правильно увидеть, услышать голос, "почувствовать" нового человека. А родители смогут оценить, насколько непохожа на женщин/мужчин семьи учительница/учитель - выше-ниже - громче- тише- больше-меньше. Малыши, особенно те, кто не был в садике, чувствительны к совсем новым типажам. Ребенку могут быть важны наши слова- напоминания о том, что люди бывают разными.
12. Если класс инклюзивный, с ребенком важно об этом поговорить, предупредить о том, что его забота может быть важна однокласснику, что у всех людей разные способы восприятия информации. И непохожий - не значит плохой.
13. При переходе в среднюю школу, важно познакомить ребенка с классным руководителем. Идеально - если в школе подготовят "портфолио" учителей (фото, ФИО, какой предмет ведет). Это важно и для того, чтобы дети настраивались, и это поможет ориентироваться в новом для них мире разных преподавателей.
14. Это удобно, когда школа полного дня. С кружками, разными занятиями. Но очень хорошо, если, помимо школы, у ребенка есть еще "своя" территория. Не связанная со школьной жизнью.
15. Нам важно «отметить» переход из отдыха и лета - в рабочую осень. Отпраздновать. :
16. В конце августа я продумываю, что буду вкладывать первый месяц в рюкзак дочке и рекомендовать семьям клиентов: маленькие открытки, мягкий брелок, который можно сжимать в руке, браслетики, которые у нас будут одинаковыми, ручку с глиттерами- блестками или волчок - которые мы используем, как практики майндфулнес, наблюдая за их кружением и движением.
17. Еще важная тема: я часто повторяю, что нам с папой очень важно знать, что дочка в безопасности, что мы всегда будем на ее стороне. Когда мы в мультфильмах или фильмах видим черты буллинга, я ей называю: "Это буллинг. Это недопустимо". Если это происходит рядом с тобой или вдруг, не дай Бог, по отношению к тебе, пожалуйста, обязательно говори нам и другим взрослым. Мы повторяем простые правила - важно ходить в туалет, из школы без нас уходить нельзя, если вдруг важна помощь - есть тьютер или классный руководитель. и а этом году важно уточнить новые карантинные правила.
18. Ну и себе и другим напоминаю - школа - только часть жизни. Кроме школы, в жизни ребенка должна быть Жизнь. С игрой, отдыхом и радостью.