Как правильно организовать жизнь школьника: 5 советов психолога
Каникулы закончились и началась школьная суета: уроки, домашние задания, внеклассные занятия. Непросто приходится не только детям, но и их родителям. Хочется так все организовать, чтобы ребенок был успешен в учебе и при этом избежал чрезмерных нагрузок. Поэтому родители перекладывают часть школьных забот на свои плечи: помогают малышу с домашними заданиями, собирают портфель и следят за тем, чтобы его форма выглядела опрятно. Давайте разберемся, нужно ли это делать и как правильно организовать жизнь школьника.
Как вовремя проснуться? Не секрет, что для гармоничного развития и эффективной умственной деятельности ребенку нужно полноценно высыпаться. Поэтому очень важно организовать ваш день так, чтобы у ребенка была возможность лечь спать пораньше.
Чтобы не приходить в школу сонным и с «выключенным» мозгом, ребенок должен встать с постели за час до выхода в школу (а не до начала занятий). После того как ребенок собрался, умылся и позавтракал, он может посмотреть мультики или заняться другим любимым делом, но в течение часа он должен бодрствовать, поскольку организму нужно время, чтобы проснуться.
Также очень важен для плодотворного учебного дня правильный завтрак. Врачи считают, что таким завтраком может стать яичница. В желтке содержится холин, который стимулирует работу мозга. Но здесь, конечно, нужно учитывать индивидуальные особенности и вкусы ребенка.
Когда начинать делать уроки? Не усаживайте малыша за письменный стол сразу же как он пришел со школы. Дайте ему возможность отдохнуть от занятий как минимум час. Это не значит, что ребенок должен это время провести на диване. Отличным вариантом станет прогулка на свежем воздухе или какие-то подвижные игры. Чтобы отдохнуть, важно переключиться на какую-нибудь другую деятельность.
Также психологи не рекомендуют садится за уроки сразу после еды. В это время ребенок будет хуже соображать так как кровь отольет от мозга к желудку. В идеале это выглядит так: ребенок пришел со школы, пообедал, час отдохнул или погулял и сел за уроки.
Должны ли родители помогать ребенку с домашними заданиями? Если речь идет о младших школьниках, помогать нужно. Ведь ребенок не рождается с навыком делать домашнюю работу. Так же, как и другим навыкам – ходить, держать ложку, резать ножом, он обучается опосредовано через взрослых. Иногда ребенку важно просто присутствие взрослых рядом. При этом выполнение домашнего задания не должно превращаться в дрессировку, а мама в надзирателя. Нужно запастись терпением и пониманием, что от того, что вы кричите на ребенка, умнее он не станет, а только начнет паниковать и его мозг совсем отключится.
Также не нужно делать задание за ребенка, потому что «у вас нет времени». Лучше сесть рядом и помочь разобраться ему, задавая наводящие вопросы. Очень важно дать ребенку возможность думать и справляться с заданиями самостоятельно. Если ребенок говорит «я сделаю сам», не вмешивайтесь, а если просит побыть рядом, побудьте.
Кружки и спортивные секции. Безусловно, внеклассные занятия имеют большое значение для ребенка. При этом в стремлении воспитать разностороннюю личность не нужно хвататься за все и сразу и перегружать ребенка множеством кружков, секций и репетиторов.
Если речь идет о первокласснике, начинать внешкольные занятия в первом полугодии нежелательно, поскольку это существенно увеличит нагрузку. Если же ребенок ходил на музыку или танцы еще посещая детский сад, можно продолжить занятия.
Разгрузочные дни. Когда ребенок сильно устает, он болеет или симулирует болезнь, чтобы избежать посещения школы. В таком случае лучше устроить ребенку «разгрузочный день».
Договоритесь с малышом, что у него есть право легально прогулять школу, скажем, дважды за четверть и он может им воспользоваться, если будет чувствовать сильное переутомление. В таком случае у ребенка отпадет необходимость вас обманывать, искать способы прогулять уроки и прикладывать градусник к батарее, чтобы симулировать болезнь.
Другие интересные и полезные материалы на соответвующую тему, вы можете прочитать в нашей постоянной рубрике Школьник.