21 и 22 декабря Карачун и Коляда: приметы на самые страшные сутки в году
Задолго до прихода христианства на земли Киевской Руси, наши предки в конце декабря отмечали два важных праздника Карачун и Коляда. Что это за праздники? Почему они были настолько важными для языческих русичей? Что можно и что нельзя делать в эти дни? Читайте на Kolobok.ua
Коляда - древний славянский праздник зимнего солнцеворота и название божества у древних славян. Коляда символизирует новогодний цикл и связано с рождением и именем молодого зимнего Бога-Солнца, родившегося в самую короткую ночь в году - с 21 на 22 декабря. Хотя эти праздники давно ушли в небытие, о Коляде нам напоминают колядки, которые дети исполняют на Рождество. Более того Карачун и Коляда неспроста находятся в календаре около католического Рождества.
Что такое Карачун?
Для начала скажем о том, что 21 и 22 декабря - непростые дни в природе. Это период зимнего солнцестояния, самая длинная ночь в году и самый короткий день. После 22 декабря, кстати - это дата православного праздника Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы и народный - Анна Зимняя - начинается постепенное прибавление солнечного дня. В народной пословице говорится: зима - на мороз, а солнце - на лето. Наши предки, славяне, всегда обращали внимание на природные явления и жили в соответствии с законами природы. Для наших предков, так же, как и для всей природы 22 декабря - это Новый год в природе, когда старое отжило свое, и приходит время новой жизни.
Наши предки были очень близки с природой и любые природные явления они как опасались, так и очень почитали. Самые яркие они возводили в культ. Таким был день зимнего солнцестояния, который приходился примерно на 21 – 22 декабря. Славяне ориентировались на астрономический календарь и фиксированной даты этого дня не имели.
В Карачун на Земле наступала самая длинная ночь. Это был для наших предков самый страшный день в году, а вернее - ночь, когда, согласно верованиям духи тьмы обладают самой сильной силой, идет вечная борьба тьмы и света, добра со злом.
Согласно верованиям славян, Карачунъ – бог Зимнего Коловорота, самого короткого дня, бог Смерти и гибели всего живого. Хотя и звучит страшно, наши предки его почитали. Считалось, что Карачун «дружит» с остальными богами. А смерть – не конец, а переход к следующему этапу. В эту ночь верили, что грань между добром и злом очень тонкая. В Карачун солнце «умирало», «уходило под землю», для того чтобы родилось «новое». Поэтому выходило все, что боится солнца - зло наполняло поселения. А духи предков спускались, чтобы посмотреть, как живут их потомки: по правде или нет? Славяне были очень осторожными в эту ночь с 21 на 22 декабря.
Карачун - лунные сутки накануне Коляды. Их не праздновали. Только совершались обряды по очищению дома и души. За две недели до Карачуна наши предки должны были рассчитаться с долгами, также совершался пост – очищение тела изнутри. Семья обязательно шла в баню, чтобы очистить внешнюю оболочку. Славяне должны были избавиться от негативных помыслов. Проводили уборку дома, чинили все сломанное, избавлялись от хлама, жилище украшали, ведь с 20 числа все приготовления к Коляде должны были быть закончены.
Накануне Карачуна женщины пекли хлеб в форме солнца, «притягивая» его. А также приносили дары Карачуну, чтобы его «задобрить». Ведь без доброго Карачуна не наступит Коляда.
Как приходил Коляда?
После самой страшной ночи в году, когда «умирало» солнце, «рождалось» Молодое Солнце. Коляда – это Солнце-Младенец, очень почитаемый бог в славянской мифологии. У значения "Коляда" есть много толкований, одно из них - от слова "коло". А сам праздник похож на Рождество. Но обо всем по порядку.
Согласно славянской мифологии в Карачун злые духи мешают рождению Коляды, богу Молодого Солнца. Они приходят чтобы убить младенца. В ночь зимнего солнечного излома славяне боялись праздновать Коляду. Только волхвы проводили специальные обряды, которые не давали злым духам добраться до солнца. Ближе к 25 декабря к волхвам присоединялись и миряне, когда было ясно – Молодое Солнце «победило» зло.
В сам праздник рано утром мужчины шли в лес искать сухое дерево – Бадняк. Дерево приносили в деревню, украшали лентами. Этим деревом провожали прошлое, поэтому его сжигали вечером. Но перед обрядом Бадняк «кормили и поили», чтобы поблагодарить прошлое. На Коляду, как и на Купала, зажигали огненное колесо. Только на Купала его сбрасывали в реку, а на Коляду колесо поднимали высоко, чтобы все видели - солнце отныне будет подниматься выше и выше. И, конечно же, пели колядки.
Эта традиция перешла в христианство. Наряженные колядники воспевали бога Коляду, а хозяину дома желали щедрого года и доброго счастья. Хозяева вознаграждали колядников. Считалось, что если они пожелают тебе бедности, то она обязательно сбудется. Дурным знаком считалось, если колядники обходили дом стороной - считалось, что и счастье целый год будет обходить семью, поэтому колядников всячески зазывали в дом и старались угостить получше.
В этот день никто не работал, славяне праздновали большой праздник - Новый год. После Коляды наступали Святки, которые продолжались примерно до 6 января. Отныне славяне знали – быть весне, поэтому воспевали «рождение» солнца и ждали весну.
Потом на земли славян пришло христианство. Карачун и Коляду заменили на Сочельник и Рождество. А новый календарь перенес его с декабря на январь, поэтому по современному православному церковному календарю мы празднуем Рождество, Коляду и Святки в январе. А рождение нового солнца и Новый год в природе так и остались, как в древние времена - в декабре.
Вам также будет интересно узнать это интересно: как праздновали украинцы Новый год и Рождество в прошлые века.