Как научить ребенка общаться со сверстниками: основные этапы детской дружбы
Общение малышей в раннем возрасте весьма своеобразно. Такое поведение заставляет родителей сомневаться, а нужен ли ребенку до 3 лет кто-то еще, кроме мамы с папой, сестричек-братиков и близких родственников?
Современные мамы все чаще стараются уже с самого рождения дать ребенку возможность общаться с другими детьми. Они посещают популярные сегодня клубные занятия для взрослых и малышей, организуют встречи мам и деток-одногодок. С какого же возраста ребенку действительно становится необходимо общество сверстников?
Общение малышей в раннем возрасте весьма своеобразно. Годовалые карапузы могут ущипнуть друг друга или дернуть за волосы, двухлетки часто устраивают ссоры из-за игрушек. Такое поведение заставляет некоторых родителей сомневаться, а нужны ли их ребенку встречи со сверстниками в столь юном возрасте, и не лучше ли пока оградить их от такого общения?
Психологи и воспитатели, занимающиеся с детьми раннего возраста, единогласно сходятся во мнении, что общение с ровесниками играет большую роль в становлении и развитии маленького человечка уже с одного года. Чтобы понять, как это происходит, необходимо знать особенности восприятия ребенком окружающих по мере его взросления. Тогда родителям не придется удивляться поведению малыша в кругу его одногодок.
Как общаются дети до года и в год
В первый год вся нагрузка по наработке первоначальных навыков общения, безусловно, лежит на плечах взрослого окружения ребенка. Именно они являются сейчас его проводниками в окружающий мир. Родители знакомят кроху с различными предметами и явлениями, разъясняя, что это такое. Прислушиваясь к старшим, подражая их действиям, малыш усваивает информацию об устройстве окружающего мира и приобретает необходимые ему навыки. А вот после празднования первого в жизни дня рождения, он начинает все больше и больше интересоваться появляющимися в его поле зрения детьми.
Один год
Ребенка начинают привлекать себе подобные, но, в первую очередь, как заманчивые объекты для изучения. Будьте готовы к тому, что предполагаемые «собеседники» могут дернуть друг дружку за волосы, ущипнуть, потрогать глазки, проверить работу чужого ротика.
Малыш воспринимает партнера, как игрушку, и сопротивление "игрушки" не берет в расчет. Он еще слишком мал, чтобы оценить и учесть состояние и самочувствие другого человека. Поэтому совместные действия очень редки. Зато они могут увлеченно играть рядом, каждый в свою игру. При этом, близость соседа заметно активизирует деятельность ребят: они поглядывают друг на друга, внимательно следят за чужими руками. Но даже это важно и может их многому научить. Посмотрев, как другие дети возятся в песочнице, ваша кроха однажды непременно попробует повторить увиденное, например, слепит свой первый куличик.
Как общаются дети с 1-2 лет
Дети быстро развиваются, и через полгода малыш начнет пытаться заинтересовать собой партнера. При встрече с потенциальным другом своего возраста кроха уже может продемонстрировать бурные эмоции: визг, смех, прыжки и беготню. Как правило, такое проявление радости бывает взаимным. Яблоком же раздора часто выступает игрушка, которую малыши не могут поделить. Появление незнакомого яркого предмета или взрослого легко отвлекает их внимание друг от друга.
Два года
По достижении этого возрастного этапа, ребенок, начиная игру, пробует найти себе соучастника и стремится заинтересовать своей затеей нового знакомого. Для этого он пускает в ход свежеприобретенные способы общения: жесты, позу, мимику. Теперь им уже интересно выполнять различные действия вместе: строить башни из кубиков, песка, вместе катать колясочки, машинки, или просто бегать в догонялки.
Но в силу отсутствия умения договариваться, совместные игры пока еще кратковременны и носят эпизодический характер. Они возникают спонтанно и так же неожиданно сходят на нет. По-прежнему, актуальна борьба за игрушку и за внимание взрослых. Сейчас малыш начинает сравнивать себя с другими людьми, зарождается его самооценка, его эмоции проявляются глубже и интенсивнее.
Общение детей между собой в 3 года
К 3 годам повзрослевший малыш выходит на новый уровень общения. С этого момента он более чутко начинает воспринимать и чувствовать других людей и общение со сверстниками занимает в его жизни все больше места. Теперь дети могут подолгу играть вместе, а их разговоры становятся более осознанными и содержательными.
Помимо возрастных особенностей, родителям так же важно знать, что время, проведенное со старшими, отличается от развлечений со сверстниками. Игры с родителями, бабушками и дедушками имеют для ребенка определенные ограничения, вследствие чего он может быть несколько зажат. В то время как игровая атмосфера в кругу одногодок способствует его раскрепощению.
Карапуз чаще смеется, громче разговаривает, больше бегает. Такая эмоциональная окрашенность характерна именно для детского общения, где еще нет норм и правил: малыши вовсю прыгают, носятся, подражают друг другу, хохочут, кривляются, находят для себя новые занятия.
Что дают ребенку совместные игры и баловство
Баловство, на самом деле, несет очень важную функцию в становлении и развитии малыша, обеспечивает его многогранное развитие.
1. Ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную личность. Он учиться преодолевать робость и проявлять инициативу, пробует постоять за себя, если возникает такая необходимость. Тем самым он обнаруживает свою индивидуальность и самоутверждается.
2. Малыш накапливает необходимые знания об устройстве общества, о способах взаимодействия с социумом. Он учится согласовывать с окружающими свои действия, учитывая желания и потребности партнеров.
3. Кроха нарабатывает навыки обращения с множеством различных предметов в тех или иных обстоятельствах. Подражая другим, ребенок запоминает, как нужно вести себя в определенных ситуациях, когда и какие вещи можно использовать. А это, в свою очередь, расширяет кругозор и развивает память.
4. Маленький человечек получает толчок для развития творческого потенциала. Создаются прекрасные условия для свободы самовыражения, для демонстрации своих сил. В будущем ребенок будет увереннее проявлять себя и успешнее развивать свои таланты.
Как действовать родителям ребенка
До 3 лет близкие взрослые всегда должны быть рядом, чтобы организовать совместную игру, направить ее в нужное русло, вовремя разрешить конфликты, а по возможности, и предупредить их. Делать это нужно очень мягко, чтобы у детей не пропало желание действовать самостоятельно и проявлять инициативу. Важно, чтобы встречи с ровесниками несли малышу положительные эмоции. Для этого постарайтесь создать доброжелательную атмосферу.
- При встрече предложите детям поздороваться. Можно обратить внимание, в каком красивом платье пришла новая гостья, рассказать ей какой у вас замечательный ребенок.
- Общайтесь с малышами, называйте их по имени, отмечайте успехи каждого ребенка: «Какой красивый рисунок получился у Маши!», «Какая у тебя замечательная башня, Миша!». Обязательно хвалите ребят, когда они поступают верно, чтобы закрепить их достижения: «Лиза, какая ты умница, что поделилась игрушкой!», «Костя и Саша – молодцы! Вы поменялись машинками, и теперь играть вам будет веселее». Хорошо выполнять совместные действия: наблюдать за животными, танцевать, складывать игрушки, рассматривать книжку.
- Если возник конфликт, объясните, из-за чего он произошел, и укажите возможные пути его разрешения. У вас всегда должно быть несколько способов наладить игру малышей: отвлечь другой игрушкой или занятием, предложить обмен, придумать ситуацию, где можно поочередно владеть вожделенным предметом. Бывает, что ребенок ни за что не хочет расставаться с игрушкой и не соглашается ни на какой другой вариант. В этом случае не стыдите и не ругайте его, возможно, он к этому еще не готов. Выразите сожаление, что малышам не удалось поиграть и тут же скажите, что в следующий раз у них все получится. Старайтесь не принуждать детей, все действия должны осуществляться на добровольной основе. Если же ребенок отбирает у товарищей игрушки или обижает их, тогда нужно четко дать ему понять, что такое поведение неприемлемо и неприятно для окружающих.
- Не уставайте рассказывать и показывать детям, как наладить контакт, проговаривайте сложившиеся ситуации. Чтобы научить ребенка сочувствовать, жалеть, помогать, необходимо описывать состояние других людей и их эмоции: обиду, страх, неуверенность.
Помните, что малыш еще остро нуждается в помощи взрослых на пути исследования большого мира. В ваших силах помочь ему раскрыться и наладить общение с окружающими людьми, сделать его вхождение в различные детские коллективы легким и приятным.
Также вам интересно будет прочитать: как уберечь своего ребенка от буллинга