Главные вещи, которым нужно научить ребенка до 10 лет
Какими социальными навыками должен обладать ребенок, достигший десятилетнего возраста?
А вот с социальными навыками сложнее, ведь родителям непросто соблюсти баланс между желанием вырастить послушного и самодостаточного ребенка одновременно.
По мнению психологов, к 10 годам важно научить ребенка следующим 10 вещам.
1. Уметь отвечать "нет"
Важно объяснить ребенку, что ситуации в жизни бывают очень разные. В части из них нужно отвечать на просьбы других людей согласием, если ты действительно хочешь и можешь помочь, обладаешь нужными ресурсами и временем, но в другой части - говорить твердое "нет". Это зачастую вопросы безопасности, отстаивания личных границ, своего достоинства - да и просто защита своих интересов, принципов и личного времени.
Редко когда 10-летний ребенок должен бросить всё и спешить кому-то на помощь по первому зову. С другой стороны, дети, которых приучают быть послушными, не могут ответить "нет" вообще никому и могут стать жертвами сексуального насилия или буллинга.Одновременно родители должным быть готовы услышать "нет" и в свой адрес. Ведь если ребенок отстаивает свои интересы, то делает это перед всеми. И только тогда он не будет бояться это делать, если будет знать, что после его "нет" вы не станете любить его меньше.
2. Уметь воспринимать критику
Чтобы в 10 лет для ребенка критика не становилась трагедией, уже с самого раннего возраста не нужно его перехваливать. Если малыш привык, что даже его ошибки, неудачи и плохое поведение оправдывают какими-то внешними обстоятельствами и продолжают его нахваливать, то к подростковому возрасту он будет совсем не готов столкнуться с чьей-либо критикой. А с ней, тем не менее, сталкиваются в жизни абсолютно все. Чтобы уметь достойно переживать большие неудачи и разочарования, ребенок должен до этого пережить много мелких.
Если он знает, что не всегда у него все получается идеально, то чужая критика будет для такого ребенка менее болезненна, чем для того, кого в жизни только хвалили.
Важно также объяснить малышу, что критика бывает как обоснованной, так и необоснованной. В первом случае она базируется на объективных причинах, во втором - на эмоциях критикующего, которые он не может контролировать. Чтобы выяснить, с каким видом критики пришлось столкнуться, важно уметь задавать вопросы: "Что не так с моим рисунком?", " Почему тебе не нравится моя одежда?" и т.д.3. Не бояться ошибок
Ошибки совершают абсолютно все, это нужно принять как данность и просто учиться извлекать из них уроки. Не ругайте ребенка за его ошибки или неумение что-то сделать. Возможно, он и вправду где-то не очень старался, а где-то не подумал, но ваше недовольство не исправит ситуацию, а отобьёт все желание продолжать.
Расскажите ребенку о своем опыте ошибок и о том, что без них невозможно набраться жизненного опыта, а чем больше опыта - тем меньше ошибок. Предложите свою помощь, направьте в нужную сторону, действуйте мягко и деликатно - как если бы ошибку совершили вы.
4. Не давать себя в обиду
Часто детям внушают, что взрослым нужно беспрекословно подчиняться, во всем их слушать и уважать. Однако нужно объяснить ребенку, что на самом деле взрослые не всегда правы. Например, если учитель позволяет себе обижать ученика, высмеивать при всем классе, то нужно не теряться и отстаивать себя. Но только не хамством и ответными выпадами.
Обязательно нужно сохранять спокойствие, ведь обидчик только и ждёт, что его жертва растеряется или сорвется на крик и слезы. Отвечать нужно нейтрально и в стиле "И что здесь такого?", "Это нормально" и т.д. Главное понимать, что правда не на стороне агрессора, а жертву делает жертвой только ее поведение и готовность принять свою неправоту. Ребенок обязательно должен знать свои права и обязанности в отношении других людей, особенно взрослых.5. Приводить аргументы в пользу своего мнения
Здесь очень важен родительский пример. Если ваш главный аргумент - "Я так сказал(-а)", то ребенок точно не научится правильно выражать свои мысли и чувства. С ранних лет учите его осмысливать свои эмоции, объяснять свою точку зрения, приводить аргументы в ее пользу. Для этого нужно обязательно слушать ребенка, говорить с ним, отвечать на его вопросы и спрашивать самому, а также уважать его мнение и считаться с ним.
6. Не делать что-то исключительно "за компанию"
Ребенок приближается к подростковому возрасту, когда ему будет особенно важно одобрение сверстников и обретение некоего статуса. Но уже к 10 годам он должен хорошо понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Что вестись на уговоры и провокации в духе "А ты что, боишься?" - это позиция слабого человека. Что идти на опасность или незаконные поступки "за компанию" - ошибочная позиция. И что если друзья готовы отвернуться, если ты их не поддержишь в действиях, которые считаешь неправильными, то это не друзья вовсе.
7. Не бояться задавать вопросы
Чтобы ребенок не боялся и не стеснялся задавать вопросы, он должен привыкнуть к тому, что получает на них ответы. Значит задача родителей, как уже было сказано выше, как можно больше говорить с ребенком, отвечать на его вопросы и поддерживать в нем любознательность. Однако стоит приучить его к тому, что в школе нужно задавать вопросы по сути. Если тебе что-то непонятно - не стесняйся спросить. Возможно, кого-то из одноклассников это рассмешит, ничего страшного.
Зато наверняка в классе есть другие дети, которые тоже недопонял, но стесняются сказать об этом. Они поддержат того, кто задал дополнительные вопросы. Одновременно не стоит задавать вопросы с целью просто насмешить одноклассников. Им может не стать смешно, а репутация шута - не лучший помощник в жизни.8. Планировать время
Десятилетним детям все ещё нужно время для свободной игры и просто ничегонеделания. Но важно приучить ребенка к тому, что это не должно растягиваться на весь день, иначе не останется времени для полезных вещей. Опять же, чтобы ребенок понимал основы тайм-менеджмента, их должны соблюдать его родители. Если ребенок видит, что родители много успевают, грамотно планируя свое время, а не просто копошатся или сидят в телефонах, то будет им подражать.
9. Уважать других людей
Самоуважение и привитое уважение к другим людям поможет ребенку не стать ни агрессором, ни жертвой буллинга. Объясните, что есть люди, которые ставят себя выше других из-за своего материального достатка, например. А дети могут хвастаться деньгами родителей, влиятельными родственниками, привлекательной внешностью. Но ничто из этого не даёт им права оскорблять и унижать других детей, у которых этого нет.
Ребенка нужно приучать к тому, что сверстникам из более бедных семей нужно помогать, а не насмехаться над ними. Что более сильный должен защищать более слабого, а не нападать на него. Что и физическое, и эмоциональное насилие просто недопустимо - его нельзя ни терпеть над собой, ни применять к другим людям независимо ни от чего.10. Уметь сочувствовать
Дети бывают жестокими - но это следствие неразвитой эмпатии и эмоционального интеллекта. Невозможно развить сочувствие без того, чтобы в целом научить ребенка заботиться об окружающем мире и людях, уважать других и их интересы. Сочувствие делает нас человечнее, помогает видеть что-то более важное, кроме своих сиюминутных потребностей и материальных прихотей.
Если родители занимаются благотворительностью, не выпячивая это и не кичась, то ребенок наверняка тоже задумается над помощью другим.
Вам будет интересно узнать как помочь ребенку, если у него нет друзей.