Дети в интернете. Стоит ли его бояться и какие возможности можно получить?
Илона Степанова - владелица диджитал агентства NGN.agency, педагог по образованию, мама двоих детей.
В процессе своего исследования тем «Дети в интернете» и «Интернет-культура», я много общаюсь с разными специалистами и мамами. У меня двое маленьких детей, я – вполне продвинутый интернет юзер, мой муж – консерватор и считает интернет для детей – злом. Уверена, таких немало.
Предварительно делаю вывод, что интуитивно или осознанно родители понимают, что они сами во многом являются ролевой моделью для детей – как у них организован собственный досуг, сколько времени они проводят с гаджетами. Многие родители признают, что часто причиной зависания детей в гаджетах является то, что у них нет времени и сил на организацию полноценного досуга детей.Конечно, все начинается с нас и с формирования собственных здоровых привычек. Но давайте честно – в реальной жизни, полной разных задач, не всегда получается делать все идеально и правильно.Превентивные действия – это не об идеально организованном досуге, но о несложных действиях, которые в качестве эксперимента можно пробовать внедрять в свою ежедневную жизнь. Например, делиться с ребенком, что вы делаете в гаджете – работаете, читаете, смотрите. Вызывать на ответный диалог, искренне интересуясь даже самыми, на ваш взгляд, неинтересными вещами, спрашивать, что именно нравится ребенку в этом.
Наблюдать. Это важно. Есть ряд признаков, на которые нужно срочно реагировать: вялость ребенка после просмотра гаджетов (некоторые родители говорят, что ребенок буквально, как овощ), сильный гнев и нетерпимость, когда родители просят выключить гаджет, потеря интереса ко всему, что не касается гаджетов.
Что специалисты рекомендуют делать, если выявлены такие признаки?
Задавать вопросы и слушать ребенка.
Некоторые из описанных выше поведенческих изменений являются нормальной частью взросления, но если вы видите, что во многом это связано именно с гаджетами, попытайтесь выяснить причину - это могут быть такие часто встречающиеся проблемы, как кибербуллинг, преследования, трудности в общении, зависимость.
Подсчет времени
Предложите своему ребенку определить, сколько времени он проводит в Интернете, говорите о своих опасениях и возможных последствиях. Можно приводить примеры.Доверие и поддержка
Подключите поддержку в виде близких, которым ребенок доверяет, учителей, старших друзей.
Ключевую роль в современном цифровом мире играет высокий цифровой интеллект ребенка (digital intelligence, DQ). Формирование цифрового интеллекта во многом связано с формированием важных навыков в жизни человека. Например, критическое мышление и жизнестойкость (выносливость, устойчивость) - способность личности выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность без снижения успешности деятельности.
Вот несколько лайфхаков:
№1
Учите детей задавать вопросы: поощряйте у детей критическое отношение к тому, что они видят в Интернете. Им нужно учиться идентифицировать контент или сообщения, которые могут вводить их в заблуждение или каким-то образом использовать их.
№2
Поговорите с детьми о фейковых новостях и ложной информации, которая подана как достоверный новостной репортаж, и о том, как быстро она может распространяться в социальных сетях. Научите детей проверять источники новостей и проводить собственный независимый поиск по темам, чтобы они могли увидеть разнообразие мнений по конкретному вопросу и составить собственное мнение.№3
Напомните детям о том, что нужно быть осторожными, заводя новых друзей в Интернете, поскольку люди могут не быть теми, за кого они себя выдают. Мы все чаще видим «Finstas» (фальшивые аккаунты в Instagram) и другие аккаунты, имитирующие другое лицо. Поэтому важно задаться вопросом, реально ли то, что они видят в сети от своих друзей или нет. Если это не похоже на то, что они знают о своих друзьях , то это может быть поддельный аккаунт.
№4
Предупредите ваших детей об опасностях личной встречи с кем-то, с кем они разговаривали в сети. Посоветуйте им никогда не договариваться о встрече с онлайн-другом, если только взрослый, которому они доверяют, не находится с ними и это не происходит днем в общественном месте.
№5
Сохраняйте спокойствие, если ваш ребенок сталкивается с негативным опытом или сложными ситуациями в Интернете. Помните, что выбор, который они делают в таких ситуациях, может помочь им в обучении. Зачастую в дальнейшем дети выявляют некоторые положительные последствия негативного опыта в Интернете.№6
Напомните своим детям, что им следует проверять, кого они принимают в "друзья” в Интернете.
№7
Убедитесь, что ваши дети знают, как блокировать пользователей или страницы сайтов, с которыми они не хотят взаимодействовать.
№8
Если у ребенка произошла негативная ситуация в Интернете, узнайте, что он думает по этому поводу, предложите ему поддержку и расскажите ему о том, как смотреть на вещи в перспективе.
Например, вы можете сказать: “То, что сделал этот человек, нехорошо. Он, должно быть, плохо относится к себе, если так поступает по отношению к тебе. Как ты себя чувствуешь? Давайте заблокируем его, чтобы сообщения такого человека до тебя просто не доходили.”№9
Развивайте у детей уверенность в себе и поощряйте позитивный образ мышления: видеть хорошее в любой ситуации, мыслить рационально, понимать, что трудные времена - часть жизни, но они всегда могут рассчитывать на помощь и поддержку от родителей и близких, которым они доверяют.