Как правильно играть с ребенком: ТОП-11 подсказок для родителей
Сегодня ребенок редко свободно проводит время в детских компаниях, зато с горшка ориентируется в гаджетах. Родителям удобно — малыш, уткнувшийся в планшет, не мешает. А как же играть с ребенком и, главное - во что?
Несколько десятилетий назад мальчики и девочки дошкольного возраста все время играли. У них было свободное время. Их отпускали во двор или отвозили в деревню к бабушке, где могли собираться компании таких же внучат. Если в семье рос один ребенок, то вместо братьев и сестер его товарищами по играм становились соседские дети, ребята из той же группы детского сада, а позже — и из начальной школы. Такой массовой загруженности развивающими и дополнительными занятиями, как сейчас, тогда не было.
Почему дети перестали играть свободно
Естественная, спонтанная, непредсказуемая детская игра уступает свои позиции продуманным играм, которые затеваются взрослыми с конкретными прикладными целями. Детская свободная игра подчас заменяется только и исключительно вовлечением детей в «игровую активность», придуманную взрослыми, разные виды игрового обучения.
Хорошо, если эти взрослые открыты к инициативе ребенка. Но часто мама и папа, наблюдая за спонтанной игрой ребенка, вносят в нее свои взрослые смыслы. Привычка учить жизни, чувство ответственности за умственное развитие и чрезмерная рациональность побуждают родителей поправлять малыша, который фантазирует, примеряет на себя разные роли...
Так как же играть с ребенком?
- В игре развивается воображение! Малыш создает свою, сказочную реальность, которая отличается от реалий жизни.
- Игра способствует развитию нейронных связей, готовя детей к непредсказуемости жизненных ситуаций, способствует развитию его уверенности в себе!
- Свободная игра — это тот пятачок, где ваш ребенок тренируется проявлять ценные качества: тягу к творчеству, активность, самостоятельность.
Виды игр с детьми
- Коммуникативные игры — нерегламентируемый обмен репликами, шутками, эмоциями. Такое общение отличает непредсказуемость, веселье. Именно так дети лучше узнают друг друга, начинают дружить.
- Рискованные действия, связанные с внутренней потребностью противостоять своим страхам, испытать себя — это прыжки в воду, прыжки с высоты, и, наоборот, попытки забраться на большую высоту.
- Творческая игра — креативная работа с разными материалами.
- Драматизации, в которых дети присваивают себе те или иные роли, существуя в воображаемой ситуации, и представляют игру для зрителей.
- Игра-исследование, в которой ребенок старается обнаружить скрытые свойства предметов, использует те или иные материалы не по прямому назначению.
- Возня — дружеская толкотня, без нанесения физических травм. Каждая из этих активностей отвечает каким-то потребностям ребенка. И каждая может табуироваться взрослыми, потому что они не видят в ней смысла. Но если в детстве есть только «правильное» поведение без толкотни и прыжков по лужам, то вырастает взрослый человек, не умеющий использовать свои силы и инстинкты.
- Сам себе режиссер. У ребенка, который любит, умеет и имеет возможность играть, больше шансов вырасти внутренне благополучным и свободным. Неважно, во что играет! Важно, чтобы он был режиссером собственных действий.
- Если родители тревожатся по поводу игровых сюжетов и подсказывают малышу тактику, ходы, то в большинстве случаев они просто лишают его возможности проиграть ту или иную ситуацию, найти решение проблемы, которая его беспокоит. Заставить ребенка играть «как положено» можно. А вот заставить его не чувствовать то, что у него внутри, не получится. Внутренние переживания могут подтачивать изнутри, причем очень долго. А могут быть выражены вовне с помощью социально приемлемой игры, пускай даже сюжет и кажется вам странным.
- Не выпускаете детей на улицу одних? Объединитесь в компании: родители с друзьями, у которых есть дети, и тогда у детей будет компания. Совместные вылазки на природу, прогулки с активными играми и шутками могут внести в жизнь детей то, чего она лишена сегодня. В такой компании вы можете обучить играм, которые ваши дети не знают.
- Окажите своему ребенку неоценимую поддержку, будучи доброжелательным свидетелем его игры. Выделите 20 минут своего времени, чтобы просто побыть рядом с ребенком. Показывайте, что вам интересно то, что он делает. Сопереживайте. «Ну надо же!», «Вот оно что» — такие реплики помогут ему разыграться, почувствовать уверенность.
- Не руководите ребенком! Для этого есть масса других случаев. Когда он возится с игрушками или рассказывает истории, не надо критиковать, оценивать, вмешиваться. Игра — это язык самовыражения малыша, а он не может быть правильным или неправильным. Важно не мешать замечаниями и указаниями! Уложили машинки спать в кроватки? Прекрасно!
Также вам интересно будет прочитать: ТОП игр на пляже для детей разного возраста