С чего начать развитие памяти ребенка: советы и способы

С чего начать развитие памяти ребенка: советы и способы
Анна Лютова рассказала, с чего начать развитие памяти ребенка

Анна Лютова, тренер детей, которые в талант – шоу «Круче всех» на «Интере» продемонстрировали невероятные способности, поделилась с читателями нашего сайта некоторыми секретами раскрытия способностей детей.

Читайте такжеТехнарь или гуманитарий: чем заняться вашему ребенку?
Ее советами может воспользоваться любой желающий. Не знаем, удастся ли вам научить своего ребенка различать цвет бумаги на слух или запоминать невероятное количество слов и знаков, что легко делают ученики Анны, но развить память и лучше подготовиться к школе – точно получится.

«Нужно УВИДЕТЬ особенности вашего ребенка, направить их в нужное русло и научить использовать природные свойства его памяти», - уверяет Анна. Она поделилась с нами некоторыми секретами – с чего начать развитие памяти ребенка и с какого возраста стоит начинать?

Анна Лютова:

Итак, в каком же возрасте нужно заниматься с детьми техниками запоминания, обучением структурировать информацию, обращаться с ней правильно? С 5 -6 лет! Этот период жизни ребенка принято называть старшим дошкольным возрастом. В это время ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания.

Дети, как и взрослые, воспринимают информацию через основные пять каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вкусовой, обонятельный. Один из них является ведущим. Для начала - определите, какая система является «пусковой» для вашего ребенка?

Читайте такжеПрикорм: как помочь ребенку перейти на взрослую еду
После того, как информация поступает к нам, она перерабатывается на основе одной преобладающей системы восприятия. Все этих систем – четыре: визуальная (зрительная) – цвет, форма, расположение. аудиальная (слуховая) – звуки, их тон, громкость, тембр и т.д. кинестетическая (чувственная) – запах, вкус, ощущение текстуры, температуры, влажности. дигитальная – восприятие информации связано с построением внутреннего диалога.

Возьмем, к примеру, слово «кошка»… Визуалу для того, чтобы представить шерсть кошки, сначала нужно представить всю кошку, с шерсью, лапами, усами и хвостом. И только потом он «увидит», какая у нее мягкая или гладкая шерсть. Аудиал сначала представит звуки, которые издает кошка (мяукание, мурчание), только потом возникают другие ощущения. Кинестет сразу ощутит внутренним состоянием прикосновение к шерсти и только потом возникнет картинка кошки и окраса ее шерсти. А вот, детям – дигиталам обязательно нужно произнести про себя слово «кошка» и только после внутренней речи он сможет представить себе образ кошки, а потом - ее шерсть. Нужно наблюдать, спрашивать ребенка, заниматься с ним целенаправленно,чтобы понять какие ощущения он использует в своей мыслительной деятельности.

Как организованы его мысли – яркими картинками, ощущениями, интонациями и звуками, логическими связями? И в дальнейшем, для того, чтобы ребенок лучше запоминал нужный материал, опираться именно на его способ восприятия информации. Именно он, ведущий тип восприятия информации и становится главным в обучении. До 5-ти лет ребенок любую информацию запоминает неосознанно, автоматически, вернее сказать, без всяческих усилий с его стороны или влияния окружающих. За него работает природа!

Постепенно, как правило, к 5-ти годам дети учатся регулировать процесс запоминания – к этому возрасту формируются структуры мозга, которые отвечают за этот процесс. В первую очередь, ребенок запоминает то, что ему интересно и понятно, ярко эмоционально окрашено! Знакомые слова ребенок воспринимает автоматически, причем они вызывают в его воображении зрительные образы. Например, ранее была установлена взаимосвязь между словом и картинкой. И, реагируя на слово «кошка», ребенок вспоминает ее изображение, а если надо - и мяукание. Но не может же ребенок представить, как пишется слово «кошка», эта связь между звучанием слова и его написанием появится позже. А, если у маленького ребенка не была установлена ранее связь слова с образом, то он не сможет понять значение этого слова, соответственно запомнить его и применить в практику! Сравните: коч, мекаи, атуа, симе….. При произношении этих звуковых наборов даже у вас не возникает соответствующих образов! Значит ранее не была установлена связь слова с внутренней картинкой… Что уж говорить о ребенке! (Техники запоминания иностранных слов, в первую очередь строятся на этом принципе!)

Читайте такжеТакого не может быть! Ребенок родился через 25 лет после зачатия
Занятия мнемотехникой, безусловно, мощно развивают внимание, визуальное, пространственное, графическое, логическое мышление и т.д. С чего нужно начинать? Приведу несколько упражнений. Мы рождаемся с большим количеством нейронов и маленьким количеством связей между ними. Собственно, рост личности, развитие, запоминание информации, внутреннее конструирование – это и есть установление и переустановление нейронных связей. Безусловно, эта информация касается только заинтересованных в современном подходе к развитию ребенка воспитанию с современным подходом развития и обучению своего ребенка… Одна из главных особенностей современного ребенка – это его мыслительный процесс…, главным образом конструирование мысли… На наших занятиях с ребятами, обязательно практикуем этот способ…

К примеру, я произнесу слово «ваза», что вы себе представляете? Скорее всего - размытый образ этого предмета…, потому что процесс представления не был пока запущен мною, то есть я пока не обеспечила инвариантность восприятия слова «ваза». Передать вам мою внутреннюю картинку помогут пространственные операторы – предлоги, прилагательные, глаголы и т.д. Итак, вазу мы поставим НА стол, ПОкрасим ее в розовый цвет, нарисуем на ней белые круги средних размеров… наша картинка рисуется яснее. Правда? Мысленно переместим эту вазу под стол, покрасим ее в синий цвет и нарисуем на ней тонкие горизонтальные полоски.

Мы начинаем двигать предмет, окрашивать его в разные тона, далее в вазу мы можем посадить дерево, на дереве может спать слоненок или котенок, а, может быть, просто налить воду в вазу и по ней будет плыть автоход (АВТОмобиль + пароХОД) и т.д. Играйте с ребенком! Пусть он передает вам свою внутреннюю картинку, тем самым усиливает воображение у себя! Объясните ему, как сконструировать мысль! Еще одно упражнение, которое вызывает восторг и улыбки ребят, мы назвали «каляки – маляки»! Неотъемлемая часть наших занятий – рисовать, писать двумя руками (как правило, дети к 5-ти годам уже определились – левша или правша). Итак, возьмите два карандаша в руки, постарайтесь, чтобы противоположная рука держала карандаш, как ведущая. На чистом листе бумаги нарисуйте прямые, волнистые, ломаные линии, так чтобы заполнить ими весь лист. Желательно, чтобы карандаши были разных цветов. Наш шедевр готов! Положите его перед собой. Разрешается переворачивать его в разные стороны.

А теперь, найдите в линиях цифры и обведите их: 0 (их будет много), 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8 ,9, букву А и, наконец, очертания лица, животного и т.д. Во-первых, таким образом мы тренируем пальчики и кисти рук, что косвенно влияет на развитие речи, стимулируя работу обоих полушарий; во-вторых, это упражнение помогает удерживать внимание и усиливает воображение. А это – очень поможет в дальнейшем обучении. Обязательно поработайте с восприятием цифр.

Читайте такжеКак защитить ребенка от гриппа и ОРВИ?
Спросите ребенка, какое ощущение вызывает у тебя, например, цифра 1. Какая она? Предложите ответы: она колючая, красная, синяя, белая и т.д., она гладкая, шершавая, мохнатая и т.д., узкая (худая), широкая (толстая) , как можно больше ассоциаций. Если каждая цифра будет для ребенка персонифицирована, ему будет проще запомнить число, а в дальнейшем – множество чисел. Как шутят мои ученики, им не нужно записывать номера телефонов и домашние задания. Они все это запоминают влет! Попробуйте придумать вместе сказку про карандаш!

Жил-был маленький карандаш. (можно показать ребенку новый и наполовину исписанный карандаш и определиться, какой же, все-таки, из них маленький (молоденький) – тот, который новый, или уже практически до конца использованный!? – главное - запустите мыслительный процесс!), он был светло зеленым и его, практически, не замечали… 

Сюжеты должны быть смешными и яркими - эти связи "пригодны для хранения" - это наши положительные эмоции, мы искусственно создаем для себя яркие вспышки. А вот неприятные ощущения в образах (там, где что-то забирают, ударяют, толкают и т. д .) - могут вызывать подсознательный страх , поэтому наш мозг, как- будто пытается защитить нас от возможных негативных ощущений . Такие образы считаются неправильными! Мы всегда договариваемся с ребятами о самых интересных и смешных рассказах. Эти элементарные упражнения – всего лишь капля в данном развитии. В чем секрет успеха? Работать над мотивацией, постепенно усложнять задачи, постоянно вызывать интерес у ребенка, развивать внимание, воображение, изучать кодирование и декодирование информации, научиться структурировать текстовую информацию, учиться связной речи, учить ребенка управлять своим рабочим состоянием! И, конечно же, не сдаваться!

Выпуск с участием Николь Ставцевой - юного мнемотехника - девочки с феноменальной памятью - можно увидеть в эту субботу, в 20:30 в новом выпуске детского талант - шоу "Круче всех"!


Облако тегов


Материалы по теме

Слушать 'Наше Радио'