Как играть с малышом до года: советы на каждый месяц

Как играть с малышом до года: советы на каждый месяц
Как играть с малышом до года: советы на каждый месяц
istockphoto.com

Как провести время с малышом интересно и полезно, познакомить его с окружающим миром и научить чему-то новому? Разбираемся детально.

Читайте такжеРазвитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет
Сразу отметим, что не нужно спешить как-то специально развивать ребенка с самого рождения, волноваться на этот счет и применять сложные методики.

Ребенок учится постоянно, каждый день своей жизни. Он как губка впитывает всю информацию из окружающей среды.

В первый год малыша основная роль родителей - создать вокруг него такое пространство, из которого есть что "впитывать". 

1-й месяц

Новорожденному больше всего нужно тепло мамы и папы.

Сначала малыш видит все размытым, потом видит на небольшие расстояния, постепенно его зрение и слух развиваются.

Потому в первый месяц тыкать в ребенка обучающими и контрастными карточками, включать классическую музыку и т.д. нет никакого смысла, как и демонстрировать яркие книжки.

Помните, что малыш быстро устает, ему нужно много спать или просто отдыхать, свободно разглядывать все вокруг.

1. Знакомьте его со спокойными звуками: пение птиц, шум воды, дождь, прибой, колыбельные.

Важно, чтобы ребенок много слышал голоса мамы и папы, запоминал их. Читайте книги, пока ребенок рассматривает, что его окружает.

Читайте также5 лучших игр для преодоления детской арессии
2. Давайте пощупать разные материалы, общупать ваше лицо. 

3. Делайте легкий поглаживающий массаж.

4. Повесьте мобиль над кроваткой со спокойной мелодией, периодически меняйте игрушки в нем.

4. Ближе к 3-4 неделям жизни ребенка познакомьте его с погремушками, колокольчиками, контрастными картинками.

2-й месяц

1. Продолжайте развивать тактильные ощущения у малыша: давайте ему в ручку различные кусочки ткани: от мягких и пушистых до шершавых и шуршащих.

2. Проговаривайте различные гласные звуки, чтобы малыш видел вашу артикуляцию.

Читайте такжеПростые упражнения для детей, чтобы научиться управлять эмоциями
3. "Потягушеньки": вариация массажа, который можно сопровождать стишками и как бы растягивающими движениями, чтобы ребенок распрямился, потянулся.

4. Игры с пальчиками. Говорим "два пожарника бежали" - изображаем пальцами, как они бегут, "эту кнопочку нажали" - нажимаем на носик- "дзынь-дзынь".

5. "Летели-летели". Поднимаем свои руки вверх, расслабляем кисти и машем ими, изображая летающих птичек.

Приговариваем: "Гули-гули летели-летели-летели-летели... на животик сели" - кладем ладони на живот малыша.

Повторяем "летели-летели-летели... на носик сели" - поглаживаем носик, так можно повторять для каждой части тела малыша, обычно детям очень нравится имующийся эффект неожиданности, куда же "сядут" гули-гули.

3-й месяц

1. Настала пора для "ку-ку". Бывает, что малыши пугаются, если мама прячется за каким-то предметом, даже просто ладонями. Тогда игру можно модифицировать.

Когда малыш лежит на спине, возьмите руками его ножки, закройте свои глаза его ступнями - и оттуда выглядывайте с "ку-ку".

Малыши обычно в восторге от такой вовлеченности в процесс игры и дополнительного контакта с мамой.

2. Познакомьте малыша с маленькими тряпичными или картонными книжками, которые он сможет держать в ручках.

Рисунки в них должны быть максимально простые: одна страница - одно изображение.

Озвучивайте, что нарисовано. Если там животные - расскажите малышу, какие звуни они издают.

3. Познаем свой дом: давайте ребенку играть безопасными предметами из обихода.

Например, небольшой бамбуковой ложкой, плотным пластиковым стаканом, деревянной лопаткой. Игры должны проходить только под наблюдением взрослых.

Читайте также5 способов научить ребенка самому важному в жизни
4. Знакомьте ребенка с цветами и формами. Важно, чтобы предметы были не мелкие.

Крупные кубики, бусины, тактильные мячики, шуршащие материалы, листочки с деревьеа - все это будет ему очень интересно.

5. "Сорока-ворона". Берем детскую ладошку в свою руку, водим по ней пальцем кругами: "Сорока-ворона кашку варила, деток кормила этому дала (загибаем пальчики по очереди,от мизинца до указательногоо), этому дала, а этому не дала (слега постукиваем по большому пальцу малыша). Он в лес не ходил, дрова не рубил, воды не носил, не будет ему кашки".

6. Птичка-птичка. Как и в "Сороке-вороне" водим пальцем круги по ладошке: "Птичка, птичка, вот тебе водичка, вот тебе и крошки на моей ладошке" (пощипываем ладошку).

4-й месяц

1. Делаем малышу "козу" пальцами: "Идет коза рогатая за малыми ребятами, ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп. Кто кашу не ест? Кто молоко не пьёт? Забодает, забодает, забодает!" (щекочем малыша).

2. Ладушки. Берем ручки малыша, хлопаем в такт стишку: "Ладушки, ладушки, где были? У бабушки! Что ели? Кашку! Что пили? Бражку!  Попили, поели, ши-и-и! Полетели, на головку сели" (кладем малышу на голову его ручки).

5-й месяц

1. Подключаем игры со светом. Берем небольшой фонарик, который поместится в руке малыша, включаем в сумерках, показываем, как движется свет.

Будьте готовы, что в основном ребенок будет светить себе в глаза, но это тоже часть его обучения и развития.

Читайте такжеКак обучение игре на музыкальных инструментах влияет на развитие мышления у детей
2. Можно купить небольшой детский проектор: под музыку он прокручивает картинк по кругу, проецируя их на какую-либо поверхность.

Такая игрушка отлично подойдет в качестве ночника на годы вперед.

3. Покупаем небольшой и крепкий воздушный шарик, привязываем к опоре возле малыша, чтобы он мог достать до него.

Надувайте шарик не полностью, потому что малыш будет сжимать его в руке.

4. Показываем, как рвется бумага. Все дети рано или поздно что-то рвут. Обычно - книжки.

Будет лучше, если этот инстинкт разрушения направить на обычные небольшие листы бумаги, лучше газетной, чтобы малыш не порезался.

Можно показать, как мнется бумага, как шуршит, сложить из нее самолетик и запустить и т.д.

5. Бусы на плотной веревке. Лучше сделать их самим, бусины должны быть крупные, нанизанные на очень плотную веревку.

Читайте такжеУтренняя гимнастика для самых маленьких: эффективные упражнения для развития мышц
Берите бусины разных цветов, форм, материалов. Малыши могут подолгу изучать такую игрушку как в кроватке или коляске, так и в слинге на маме.

Как вариант - бусы из разнообразных пуговиц. 

6. Мешочки для развития сенсорных ощущений. Возьмите несколько надувных шириков: в один насыпте рис, в другой - горох, в третий - мелкие макароны. 

Хорошо завяжите шарики и дайте малышу как следует их пощупать. Важно присутствие взрослых - на случай, если шарики порвутся.

6-й месяц

1. Учим жеcты. Регулярно показывайте ребенку, как нужно махать "привет-привет" и "пока-пока", удивленно разводить руками, пожимать плечами, сжимать ладошку "дай-дай", махать головой "да" и "нет".

2. Пирамидки и башенки. Их можно складывать как готовые купленные, так и сооружать из подручных баночек и коробочек. 

3. Барабан. Понадобятся пластиковые и деревянные ложки, а также коробки, судочки и прочие емкости, по которым ребенок может от души побарабанить.

7-й месяц

1. Простые совместные игры с ребенком: вы складываете шарики в миску, ребенок - выкладывает, и наоборот.

Также можно надевать и снимать элементы пирамидки, элементы игры-вкладыша. 

2. Прятки с игрушками. Накройте игрушку тканью так, чтобы она немного выглядывала (иначе малыш не будет искать), и спросите, где она. 

Читайте такжеРазвитие мелкой моторики: пальчиковые игры для детей от 4 месяцев до 3 лет
Так ребенок учится понимать, что вещь не исчезает, если прячется за другим предметом.

3. Положите на ладонь маленькую игрушку, покажите малышу, затем сожмите кулак.

Позвольте малышу постепенно открывать ладонь, поднимая ваши пальцы. Когда у него получится найти игрушку, весело похлопайте в ладоши. 

8-й месяц

1. Покажите ребенку, как самостоятельно играть с игрушкой: нажать кнопку, включить и выключить.

Предложите повторить, помогите, если поначалу не совсем получается.

2. Дайте малышу небольшую сумку, наполненную безопасными для него предметами, но не игрушками.

Пусть он выкладывает их и прячет назад. Так малыш будет чувствовать себя причастным к миру взрослых вещей.

9-й месяц

1. Кормим птичек. Возьмите на прогулку немного хлеба для птиц.

Покажите ребенку, как отрывать и бросать кусочки хлеба, расскажите, как называютс птички, прокомментируйте свои действия и действия птиц.

Читайте такжеПроводим время с детьми: 3 нескучные игры для всей семьи
2. Фокус с платочками. Свяжите вместе несколько разноцветных платочков или кусочков ткани, чтобы получилась длинная лента.

Спрячьте ее себе за пазуху, оставив снаружи небольшой фрагмент. Подскажите ребенку, что за него можно потянуть. Малыш будет в восторге, когда ярки платочки будут появляться один за одним.

10-й месяц

1. "Звучащие" прятки. Спрячьте игрушку, которая может издавать звуки, за каким-либо препятствием. Сделайте так, чтобы игрушка периодически подавала "сигнал", пока малыше не найдет ее. А когда найдет - пусть сам сделает так, чтобы она "зазвучала".

2. Чтобы стимулировать ребенка побольше ползать - делайте это вместе. Составьте полосу препятствий: стул, игрушки, тазик.

Покажите, какие препятствия нужно "обойти", а какие можно перелезть или взаимодействовать еще каким-либо путем.

11-й месяц

1. Учите с ребенком цвета. Покажите, что, например, шарик голубого цвета и футболка у ребенка тоже голубая, игрушка желтая и цветок - желтый, пусть малыш запоминает это соответствие, учится находить пары.

Читайте такжеЧем занять детей дома в плохую погоду
2. Нанизывание на веревку. Малыш может сам пробовать продевать веревку в отверстия предметов.

Важно, чтобы они были большие, а игра проходила под наблюдением взрослых. На веревку можно нанизать машины и катать их "гуськом".

12-й месяц

1. Катаем мячик. Сядьте на пол, лицом к ребенку. Покажите ему, как катить мяч друг другу, ловить и катить назад. Также можно показать, как подбрасывать мячик вверх и ловить.

2. Бросаем мяч в цель. Поставьте небольшой тазик/миску, покажите ребенку, как забросить в него мяч. Когда мяч попадает в цель, весело говорите "Бабах!". Предложите малышу повторить.

3. Учим ребенка классифицировать: группируем предметы по цветам и формам; выкладываем от меньшего к большему и наоборот, показываем ребенку игрушку и предлагаем подсказать, к какой группе его отнести.

Вам также будет интересно прочитать:


Облако тегов


Материалы по теме

Аудиосказки
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK