Детская депрессия: почему появляется и как помочь ребенку
Депрессия встречается не только у подростком, но и у детей младшего школьного возраста. Как ее распознать и главное - как помочь ребенку справиться с этим состоянием? Рассказывает психолог
7-10 лет
Чаще всего депрессивному состоянию подвержены дети 7—10 лет — в это время ребенок как раз привыкает к школьной системе. Ничего удивительного в этом нет, ведь до школы подрастающее поколение воспитывается в вольной среде, после которой сразу и надолго попадает в жесткую обстановку: правила, дисциплина, постоянное оценивание, новый стиль общения со взрослыми и детьми. Как ни крути, а школьная жизнь вызывает стресс и шок у ребенка, иногда малыш никак не может влиться в коллектив и очень страдает.
Заметен этот стресс может быть не сразу. Первое время ребенок старается сам справиться с ситуацией, но в какой-то момент видит ее безвыходность и свою беспомощность. И стресс усугубляется. Первый тревожный симптом — резкие перепады настроения. В этот момент для ребенка очень важны ощущение защищенности и поддержка родителей. Если же они не замечают его проблем, отмахиваются или не воспринимают всерьез — положение усугубляется и начинает развиваться психическое расстройство, она же — депрессия.
Если у ребенка что-то не получается, а родители усугубляют ситуацию необдуманными замечаниями, он начинает сильно переживать. Это зачастую приводит к тяжелому стрессу. Происходит все обычно так: милый и отзывчивый малыш вдруг начинает грубить учительнице, драться с одноклассниками, отказывается делать уроки, хихикает на контрольной, провоцирует скандал и еще миллионом способов пытается выражать протест. Дальше по накатанной: учителя жалуются и обвиняют, родители сгорают от стыда в учительской и начинают ругать ребенка или более жестко контролировать его жизнь. Кроме того, навешивают обвинительные ярлыки, не становятся на сторону ребенка.
Получается замкнутый круг: ребенок делает все, чтобы его услышали, но чувствует, что от него отворачиваются, опускает руки и становится безразличным. Дальше — больше: он перестает делиться переживаниями и реагировать на что-либо, потому что знает, что родителям на него плевать. Возникает ответная реакция и появляется фраза «Мне все равно», которая становится чуть ли не единственным ответом на любые предложения. Ничто не доставляет ему удовольствия, исчезает детская спонтанность, появляются грусть и замкнутость.
10 + лет
Следующий опасный момент наступает после начальной школы. Ребенок только адаптировался к школе, привык к учительнице, а тут появляются новые педагоги. И не факт, что с каждым из них сложатся хорошие отношения. Снова появляются страх и стресс, со всеми вытекающими последствиями. В этот момент родителям очень важно говорить ребенку о своей любви, обнимать его.
14+ лет
Оставаясь зависимым от родителей, ребенок уже считает себя взрослым. На первый план выходит важность принадлежности к группе, и если что-то с ней не сложилось, ощущение безнадежности и бессмысленности жизни может закончиться даже суицидом.
«В моей практике был показательный случай. Шесть встреч подряд 14-летний ребенок молча сидел, повернувшись ко мне спиной. На каждой встрече я говорила ему приблизительно одно и то же: «Ты можешь попросить помощи, и я всегда тебе помогу». На седьмой раз в ответ на свое предложение я услышала: «Помоги мне умереть». Это было первое, что сказал человек, начав мне доверять",- рассказывает Ирина Никитина.
В ходе разговора выяснилось: зная о том, что умирает тело, а не душа, он верил, что после конца этой жизни он может родиться в другой семье, где его будут любить и понимать. Чаще всего доведенные до отчаяния дети хотят покинуть этот мир, чтобы возродиться в новом, полном любви. При этом последней каплей, подталкивающей их к уходу, может стать все что угодно, но причиной всегда будет только одно — отсутствие ощущения любви и понимания со стороны окружающих. При этом младшие школьники еще готовы принять изменения, а вот подростки уже ни у кого не ищут поддержки — они начинают действовать, и это опасно.
Характер или стресс?
Наблюдая замкнутость своего ребенка, важно отличать проявление характера от симптома стресса. Ведь есть детки, которые без коллектива, шума и плясок чувствуют себя вполне комфортно. В этом случае не стоит говорить о депрессии. А вот если поведение резко меняется на протяжении одной-двух недель и резвый малыш превращается в тирана, а потом в безразличную буку или печального Пьеро — стоит поговорить с ребенком. Если не обращать внимания и надеяться, что все пройдет, состояние только усугубится, и через месяц одними разговорами помочь проблеме будет уже труднее: придется просить помощи у детского психолога и детского психиатра. И бояться этого не нужно
Как помочь ребенку
В тяжелых ситуациях нельзя опускать руки — надо действовать.
Говорите языком чувств
Именно чувствами живут все дети. Постарайтесь вникнуть в состояния, которые испытывает ваш ребенок в сложной ситуации, и сказать ему об этом: «Я понимаю, что ты чувствовал, когда учительница тебя ругала» или «Когда я был в твоем возрасте, тоже часто страдал в школе».
Свежий воздух
С любыми стрессовыми состояниями хорошо работают прикладные техники: рисование, лепка из глины и пластилина. Однако в депрессивном состоянии ребенок чаще всего не прикоснется ни к глине, ни к краскам. В таком тяжелом состоянии есть один простой, но верный помощник — свежий воздух. В стрессе тонус организма нарушается, и кроме эмоциональных реакций появляются и физиологические: вялость, сонливость, бессонница, отсутствие аппетита, болезненные ощущения и даже подверженность вирусам. Эти состояния смогут существенно облегчить прогулки на свежем воздухе.
Кроме этого, гуляя на природе, мы вместе с ребенком наблюдаем жизнь. А это — то, что надо, когда кажется, что она закончилась. Чем больше добрых людей вокруг ребенка, тем легче ему выйти из своего состояния. Тот же эффект будет и от занятий в бассейне. Полезным будет также фотоаппарат. Дайте его ребенку — пусть снимает все, что нравится. Кроме эстетического удовольствия, в такой терапии есть более важный момент — необходимость фокусировать внимание, что пробуждает интерес, а потом и жажду жизни. Укрепят настрой мультфильмы и фильмы с жизнеутверждающим сюжетом.
Агро- фаунотерапия
Хороший метод возвращения жажды жизни — проращивание зерен и наблюдение за развитием росточка. Тот же эффект будет и от проявленной заботы о меньших братьях: можно кормить голубей, взять на поруки приблудного котенка или дворовую собачку. Главная цель: показать ребенку все стороны жизни и вывести из замкнутого круга «дом—школа».
Вам будет также интересно почитать:
Симптомы депрессии у маленьких детей
ТОП-5 признаков скрытой депрессии у ребенка
СТОП-фразы в общении с человеком в депрессии