5 причин, почему мультфильмы могут быть опасны для ребенка

Алина Полищук
Алина Полищук

Редактор

Все статьи автора...

5 причин, почему мультфильмы могут быть опасны для ребенка
Мультфильмы для ребенка приносят больше вреда, чем пользы
istockphoto.com

Пять причин, по которым мультфильмы могут быть опасны для ребенка. Сколько времени можно малышу смотреть мультики? Какие проблемы со здоровьем вызывают мультфильмы

Современные дети не мыслят себе жизни без мультфильмов. Нет, даже не так. Без мультфильмов не представляют себе жизни многие современные родители. Это прекрасная палочка-выручалочка, которая позволяет маме освободить хоть немого времени на круговорот домашних дел. А если мама фрилансер или работает на удаленке – то еще и для спокойной работы. Тем не менее, количество и качество мультиков в жизни ребенка должно быть строго ограничено. Психологи назвали, как минимум, 5 причин, по которым мультфильмы могут быть опасны для малышей. Речь идет о детках от года и до трех лет, однако точно такой же эффект (пусть и в меньше степени) мультики оказывают и на детей боле старшего возраста.

Причина 1. Эффект «залипания»

В мультфильмы "залипают" дети всех возрастов / istockphoto.com

Согласно рекомендациям ВОЗ, детям до года смотреть мультики не рекомендуется вовсе, в возрасте 1-2 лет просмотр мультиков должен занимать не больше 10 минут в день, а в 2-3 года время перед телевизором можно увеличить до 20 минут. Эти цифры для современных (особенно работающих) мам могут показаться смешными: максимум, что можно успеть за 10 минут – это проверить электронную почту. Тем не менее, у такого ограничения есть свои медицинские обоснования.

Многие родители замечают, что до 3 лет малышу в принципе все равно, что смотреть по телевизору. Ему можно включить мультик, а можно пустить рекламу. Ребенок будто «залипает» перед экраном и завороженно глядит на движущиеся картинки. Этот эффект в психологии называется «сумеречный ступор». Информации настолько много, и подается она так динамично, что в мозгу наступает перенапряжение нейронных цепочек. Если такой «перегрев» мозга происходит на регулярной основе, это приводит к ухудшению долговременной памяти, задержке речевого развития и ухудшению всех когнитивных способностей ребенка.

Причина 2. Эффект «копирования»

С рождения у ребенка в мозгу не заложено никаких моделей поведения. Все, чему он научается в процессе взросления, взято из окружающего мира. До года главным объектом для подражания становятся мама и папа или другие значимые взрослые. А вот после года малыши копируют поведение и реакции своих сверстников. Персонажи мультфильмов – по определению ровесники детей. А это значит, что они транслируют те модели поведения, которая обязательно переймет ребенок. Именно поэтому фанаты «Маши и медведя» часто ведут себя «как Маша».

Обязательно отслеживайте содержание мультфильмов, которые смотрит ваш ребенок, и старайтесь, чтобы главные персонажи отвечали вашим представлениям о том, как правильно себя вести. Как бы ни было приторно на это смотреть, для маленьких детей герой должен быть однозначно положительным, без всяких «полутонов». Однако в идеале модели поведения малыш должен брать из семьи и из окружающего мира, а не из телеэкрана.

Причина 3. Повышенная агрессия

Современные мультфильмы транслируют много агрессии / istockphoto.com

Эта причина напрямую связана с предыдущей. Вот только тут не поможет даже крайне положительный главный герой. Многие современные мультики «для детей» транслируют невероятный заряд агрессии, которая прячется под маской того, что персонажам якобы не больно. Герои мультфильмов лупят друг друга по голове, у них вылезают глаза из орбит, они «расквашиваются» в мокрое пятно, а потом опять «собираются в кучу». Из-за этого у малышей создается впечатление, что физическое насилие – это не опасно, а временами очень даже смешно.

Канадские психологи провели эксперимент: двум группам детей (2-3 лет) каждый день в течение 20 минут показывали мультфильмы разного содержания. Первая группа смотрела мультик «Том и Джерри», а вторая образовательный мультсериал «Каю». Мультики показывали до и после тихого часа, а затем детей выводили на прогулку. Те малыши, которым показывали «Том и Джерри», вели себя на площадке более агрессивно, старались ударить или задеть своих ровесников.

Причина 4. Быстрая смена кадра

Почему малыши «залипают» в рекламу? Потому что она очень динамичная: из-за ограниченного времени производителям товара нужно вложить максимум информации в 30-40 секунд. В последнее время по такому же пути снимают и мультфильмы: события в них меняются настолько быстро и динамично, что ребенок не в состоянии уследить за сюжетом. Мало того, что это сильно перенапрягает мозг, такие мультики еще и влияют на кратковременную память и концентрацию внимания.

В 2011 году американский журнал Psychology Today опубликовал исследование под названием «Эффекты быстрых мультфильмов». Психологи взяли две группы детей: одной показывали мультик «Губка Боб», а вторая в это время рисовала карандашами. После этого детям предложили пройти несколько простых тестов по возрасту. Те, кто рисовал, справились с задачей, а вот те, кто смотрел мультфильм, растерялись и не смогли даже сконцентрироваться на примитивных заданиях. Более того, малыши после просмотра динамичного мультика какое-то время проявляли симптомы СДВГ (синдром двигательной гиперактивности): не могли усидеть на месте, не реагировали на обращение взрослых и хватались за несколько заданий сразу.

Причина 5. Подмена деятельности

Из-за мультиков нынешние дети разучаются играть / istockphoto.com

Многим родителям кажется: когда ребенок смотрит мультики, он «хоть чем-то занят». На самом деле в это время ребенок не занят ничем. Каким бы развивающим ни был мультик, психологи предупреждают: это «жвачка для мозга». Дети, которые привыкли свободное время проводить перед телевизором, разучаются занимать себя самостоятельно.

На самом деле, активные процессы познания и творческого развития запускаются как раз тогда, когда малыш, по вашему мнению, ничем не занят. То есть, он просто сидит в комнате и думает, куда бы себя применить. В это время включается фантазия, и ребенок заполняет временное пространство тем, что ему нравится (а не тем, что предлагает телевизор): он может рисовать, играть или просто лежать на диване и петь песни. Именно в эти периоды ребенок остается наедине сам с собой и учится с собой коммуницировать. И если с раннего возраста приучить его к таким периодам, то в будущем он легко найдет, чем заняться в любой ситуации

Вам также будет интересно почитать:

Как гаджеты влияют на мозг ребенка - 4 опасных последствия

ТОП-5 ошибок современного воспитания, которые портят ребенка

 

 


Облако тегов


Материалы по теме

Аудиосказки
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK